05 мая 2022 г. |
Дело N А21-7414/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 05.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комторг" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А21-7414/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комторг", адрес: 238550, Калининградская область, город Светлогорск, улица Ленина, дом 31А, ОГРН 1023902057816, ИНН 3912000927 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, улица Коперника, дом 2-4, литера XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), о расторжении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) от 09.07.2020 N 232008958 (далее - Договор) и заключении нового договора на иных условиях в редакции Общества.
Решением от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 28.09.2021 и постановление от 24.12.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о недоказанности соблюдения Обществом Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - Правила N 1156), со ссылкой на отсутствие доказательств исполнения последним требований о разделении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по установленным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО, противоречит материалам дела; дополнительным соглашением от 27.04.2021 к Договору Предприятие подтверждает и признает факт выполнения Обществом требований о разделении ТКО; суды не дали оценку доводу о том, что Предприятие существенно нарушает пункт 2 Договора, не принимая и не обеспечивая транспортирование ТКО; услуги за весь период действия Договора Предприятием не оказывались.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (региональный оператор) и Общество (потребитель) 09.07.2020 заключили Договор, по условиями которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В соответствии с пунктом 3 Договора объем ТКО, места их накопления, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к Договору.
Способ складирования ТКО указан в пункте 4 Договора - контейнеры.
Согласно пункту 5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 17 Договора стороны согласились проводить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО.
Действие Договора согласовано сторонами в разделе IX, в соответствии с которым Договор заключается на один календарный год и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 30, 31 Договора).
Объем ТКО, места накопления и периодичность вывоза определены в приложении N 1 к Договору.
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее - Приказ N 218), в соответствии с которым по заявленному потребителем объекту в качестве расчетной единицы применена общая площадь продовольственного магазина (98,2 кв.м).
Предприятием в соответствии с Приказом N 218 произведен расчет, согласно которому объем принимаемых ТКО для объекта Общества составил 12,275 куб.м/месяц: (98,2 кв.м * 1,5 куб.м/год) /12 месяцев.
Общество неоднократно обращалось к Предприятию с заявлениями о заключении дополнительного соглашения к Договору и просило производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В ответах на обращения Общества Предприятие указывало на отсутствие оснований для внесения изменений в Договор в части объема принимаемых ТКО, ссылаясь на то, что расчет объема ТКО произведен в соответствии с нормативами накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области, утвержденными Приказом N 218, и согласно документам, представленным потребителем вместе с заявкой на заключение Договора, а действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия "фактическое накопление".
Общество, полагая, что расчет Предприятия противоречит действующему законодательству, направило в адрес последнего претензию от 20.05.2021 с требованием прекратить Договор и заключить новый договор в редакции Общества исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Ссылаясь на невыполнение требований претензии и на то, что соглашение относительно урегулирования возникших по условиям Договора разногласий сторонами не заключено, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование своих возражений Предприятие ссылалось на надлежащее исполнение им услуг, объем и стоимость которых зафиксированы в представленных в материалы дела истцом универсальных передаточных документах.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом в силу части 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области установлены Приказом N 218.
Пунктом 15 типового договора, утвержденного Правилами N 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО Правила N 505 в пункте 5 содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил N 505).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила N 505 устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6 Правил N 505), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9 Правил N 505), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО (пункт 7 Правил N 505).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Следовательно, Правила N 505 не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО.
В силу абзаца семнадцатого статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Калининградской области от 28.09.2017 N 519 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного сбора) на территории Калининградской области, согласно пункту 26 которого количество контейнеров, необходимых для сбора ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на месте накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 Порядка, допускается в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 Порядка.
Таким образом, расчет по количеству и объему контейнеров, на чем настаивает Общество, возможен только в случае осуществления организацией раздельного накопления ТКО в соответствии с указанным Порядком.
В силу части 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов, складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Как установлено судами, доказательств фактического выполнения Обществом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемом деле способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
Отклоняя ссылку Общества на то, что факт раздельного накопления ТКО может быть установлен при исследовании иных доказательств, в частности заявлений Общества о заключении дополнительного соглашения к Договору, претензии о нарушении пункта 2 Договора, апелляционный суд правомерно указал, что названные документы не могут быть квалифицированы как относимые и допустимые доказательства раздельного накопления ТКО в отсутствие соответствующих документов и доказательств фактического выполнения истцом требований о раздельном накоплении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для заключения Договора в редакции Общества, которая не согласуется с условиями действующего Порядка.
Отказывая в удовлетворении требований о расторжении Договора, суды обоснованно указали на отсутствие доказательства одновременного наличия условий, указанных в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, что привело к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Договора.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А21-7414/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комторг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
...
В силу абзаца семнадцатого статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
...
В силу части 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
...
Отказывая в удовлетворении требований о расторжении Договора, суды обоснованно указали на отсутствие доказательства одновременного наличия условий, указанных в пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором, что привело к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2022 г. N Ф07-3349/22 по делу N А21-7414/2021