05 мая 2022 г. |
Дело N А05-7957/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 04.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А05-7957/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый Город", адрес: 164840, Архангельская обл., Онежский р-н, г. Онега, Боровая ул., д. 14, ОГРН 1172901009313, ИНН 2906008588 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2021 N 09-16/398 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность своей вины в совершении правонарушения, непринятие Инспекцией во внимание обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в то время как на дату составления протокола об административном правонарушении нарушения были устранены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и на основании заключенных договоров управления оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 54, N 56 по пр. Гагарина в г. Онеге (далее - МКД N 54, N 56).
По обращению жителей названных домов, поступившему в Онежскую межрайонную прокуратуру, на основании распоряжения от 16.04.2021 N 09-01/526 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований, обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), о чем составлен акт проверки от 26.04.2021 N 09-08/415 с приложением фотоматериалов.
В ходе проверки установлено, что Общество исполняет лицензионные требования ненадлежащим образом, осуществляет содержание и ремонт вышеназванных домов с нарушением пунктов 4.7.2, 4.9.1.3, 4.6.1.1, 4.7.1, 4.9.1.6 Правил N 170, пунктов 7, 13, 16 Минимального перечня, пунктов 10, 11 Правил N 491, а именно допущено:
- разрушение оголовка печной трубы выше уровня кровли в районе квартиры N 7 МКД N 56;
- ненадлежащее содержание кровли (наличие сквозных отверстий в кровле) в районе квартир N 7, N 8, лестничной клетки 1 подъезда МКД N 56;
- ненадлежащее содержание кровли (отсутствие конькового покрытия) между 1 и 2 подъездами МКД N 54;
- неисправность заполнений оконных проемов (слуховые окна (2 шт.) в районе 1 подъезда МКД N 54.
По факту выявленных нарушений Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 17.05.2021 N 09-14/409 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и принято постановление от 28.05.2021 N 09-16/398 о привлечении Общества к административной ответственности согласно названной квалификации в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", помимо прочего, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Перечень мероприятий и работ по содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержится в пункте 11 Правил N 491.
Согласно пункту 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся в том числе проверка кровли на отсутствие протечек и выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, относятся проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 13 Минимального перечня).
Согласно пунктам 4.6.1.1, 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в том числе исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки; исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.
Пунктом 4.7.2 Правил N 170 к неисправности заполнений оконных и дверных проемов отнесены неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В силу пункта 4.9.1.3 тех же Правил к неисправности печей относится: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб следует устранять по мере выявления недостатков, не допуская ухудшения состояния конструкций.
Согласно пункту 4.9.1.6 Правил N 170 очистку от сажи дымоходов и труб печей следует производить перед началом и в течение отопительного сезона через каждые три месяца.
Представленные Обществом документы зафиксированные Инспекцией нарушения на момент их выявления не опровергают. Устранение установленных Инспекцией нарушений после их выявления не опровергает событие правонарушения и не снимает административную ответственность. Довод Общества о вероятностном характере вмененных нарушений, непроведении осмотра крыши на расстоянии отклоняется, поскольку судами по материалам дела, в том числе фототаблицам, сделан обоснованный вывод о доказанности нарушений.
Таким образом, суды двух инстанций, посчитав доказанной вину Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Наказание назначено в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза ниже минимального размера санкции), в связи с чем дальнейшее снижение судом штрафа невозможно.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и материалам дела, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А05-7957/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные Обществом документы зафиксированные Инспекцией нарушения на момент их выявления не опровергают. Устранение установленных Инспекцией нарушений после их выявления не опровергает событие правонарушения и не снимает административную ответственность. Довод Общества о вероятностном характере вмененных нарушений, непроведении осмотра крыши на расстоянии отклоняется, поскольку судами по материалам дела, в том числе фототаблицам, сделан обоснованный вывод о доказанности нарушений.
Таким образом, суды двух инстанций, посчитав доказанной вину Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
...
Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Наказание назначено в виде штрафа в размере 125 000 руб. с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в два раза ниже минимального размера санкции), в связи с чем дальнейшее снижение судом штрафа невозможно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2022 г. N Ф07-907/22 по делу N А05-7957/2021