16 мая 2022 г. |
Дело N А21-9959/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 16.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черняховский аграрий" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А21-9959/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Черняховский аграрий", адрес: 238151, Калининградская обл., Черняховский Г.О., п. Тимофеевка, Рабочая ул., д. 10, пом. 5, ОГРН 1153926036417, ИНН 3914021489 (далее - Общество, ООО "Черняховский аграрий"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 31.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 166/СН, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде 500 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2022, оспариваемое постановление от 31.08.2021 N 166/СН изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 250 000 рублей.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявление удовлетворить в полном объеме.
В обоснование поданной жалобы Общество ссылается на неприменение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 09.06.2021 N СН-414/пр с целью проверки сведений, изложенных в обращении гражданина (вх. N СН-689 от 18.05.2021), Министерством в период с 21.06.2021 по 29.06.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Черняховский аграрий" по вопросу соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности при строительстве объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 39:13:010407:164 по адресу: Калининградская обл., г. Черняховск, Промышленная ул., д. 4.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 39:13:010407:164 с видом разрешенного использования "для обслуживания нежилых зданий производственного назначения" находится в собственности у Общества с 15.12.2015.
Администрацией муниципального образования "Черняховское городское поселение" (далее - Администрация) выдано ООО "Межрегиональная транспортная компания "Поволжье" (далее - Компания) разрешение от 04.03.2013 на строительство N RU395071012009001-195/2013МО объекта капитального строительства "Производственная база. Первый этап строительства включает в себя строительство комбикормового цеха 3 т/час, зерносушильного комплекса 30 т/час: приемное отделение зерна с норией, отделение очистки зерна, отделение сушки зерна, четыре силоса емк. по 150 т каждый для временного хранения зерна, два силоса постоянного хранения зерна по 437 т каждый, три экспедиционных бункера для отгрузки комбикормов и зерна".
Администрацией 03.10.2014 выдано Компании разрешение на ввод вышеуказанного объекта капитального строительства в эксплуатацию N RU39507101-057/2014MO.
Путем визуального осмотра в ходе выездного мероприятия Министерством выявлен факт строительства силосов для хранения сельскохозяйственных культур (далее - силосы) на земельном участке с кадастровым номером 39:13:010407:164 в непосредственной близости от существующих силосов хранения зерна. Так, были выполнены работы по возведению несущих конструкций: устройство свайных фундаментов, армирование монолитной плиты по сваям одного из данных объектов.
Указанные силосы имеют признаки объектов капитального строительства: прочная связь с землей, конструктивные характеристики не позволяют осуществить перемещение и (или) демонтаж объектов и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.
Вместе с тем, согласно информации ГБУ Калининградской области "Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости", изложенной в письме от 03.06.2021 N СН-778, разрешение на строительство силосов на земельном участке с кадастровым номером 39:13:010407:164 Обществу не выдавалось.
По итогам проверки составлен акт проверки от 29.06.2021 N СН-2/283, с приложением материалов фотофиксации.
Установив факт строительства Обществом объекта капитального строительства (силосов) без разрешения на строительство, уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении Общества составлен протокол 28.07.2021 N 166 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 31.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 166/СН Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 250 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении застройщиком (подрядчиком, субподрядчиком) действий по осуществлению строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, ведения текущей деятельности по строительству (реконструкции) такого объекта при отсутствии разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 1 ГрК РФ под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Факт правонарушения, выразившегося в строительстве Обществом объектов капитального строительства - силосов для хранения сельскохозяйственных культур в отсутствие соответствующего разрешения на строительство, установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 29.06.2021 N СН-2/283, с приложением материалов фотофиксации и Обществом по существу не оспаривается.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах определенного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 250 000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
Назначение наказания в указанном размере в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Довод Общества о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение оценивался судами первой и апелляционной инстанций и был отклонен ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае суды не усмотрели наличие предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, поскольку совершенное Обществом правонарушение - осуществление строительства объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство посягает на охраняемые общественные отношения в сфере градостроительной деятельности и характеризуется значительной степенью общественной опасности, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, что свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга людей.
Судом апелляционной инстанции также справедливо отмечено отсутствие доказательств получения разрешения на строительство силосов после выявления правонарушения Обществом.
Вопреки доводам жалобы тот факт, что Общество является субъектом малого предпринимательства, сам по себе не является безусловным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А21-9959/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черняховский аграрий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае суды не усмотрели наличие предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, поскольку совершенное Обществом правонарушение - осуществление строительства объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство посягает на охраняемые общественные отношения в сфере градостроительной деятельности и характеризуется значительной степенью общественной опасности, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, что свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга людей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2022 г. N Ф07-3484/22 по делу N А21-9959/2021