19 мая 2022 г. |
Дело N А56-86257/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 16.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Красная заря" Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А66-2049/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Красная заря" Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, адрес: 170025, Тверская обл., Калининский р-н, пос. Элеватор, Центральная ул., д. 23, ОГРН 1026900551545, ИНН 6903006170 (далее - Комбинат), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639 (далее - Управление), о признании недействительными пунктов 5, 8, 16 предписания от 18.11.2020 N 8.2-2839вн-П/0102-2020 (далее - Предписание).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комбинат просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, указывая, что оспариваемые пункты предписания являются неисполнимыми и неясными. Пункт 5 предписания не содержит конкретного перечня мероприятий, которые надлежит выполнить в целях устранения нарушений, в должностные обязанности ни одного из сотрудников Комбината не входит транспортирование опасных грузов железнодорожным транспортом. Пункты 8 и 16 предписания не учитывают периода строительства объекта, соответствие его требованиям того времени и необходимость выделения значительного финансирования на устранение таких нарушений.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением с 21.10.2020 по 18.11.2020 на основании распоряжения от 15.10.2020 N РП-210-2839-о "О проведении внеплановой выездной проверки ФГКУ комбинат "Красная заря" Росрезерва" с изменениями от 19.10.2020 N РП-210-2860-о, от 28.10.2020 N РП-210-3018-о, от 02.11.2020 N РП-210-3110-о "О внесении изменений в распоряжение Центрального управления Ростехнадзора от 15.10.2020 N РП-210-2839-о" на основании поручения Правительства Российской Федерации от 22.09.2020 N ЮБ-П9-11478 и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 29.09.2020 N 379 "О проведении выездных внеплановых проверок в 2020 году" проведена внеплановая выездная проверка Комбината, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (далее - ОПО), зарегистрированного в государственном реестре ОПО (свидетельство о регистрации N А05-11218 от 12.12.2013) и принадлежащего (находящегося в эксплуатации) Комбината - группа резервуаров и сливо-наливных устройств, регистрационный N А05-11218-0001 (всего 23 нарушения), в том числе:
- пункт 5. Не обеспечено соблюдение требований законодательства при проведении аттестации специалистов, а именно: не аттестованы руководители и специалисты Комбината по специальным требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ (область аттестации Б10.1), в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке, чем нарушены статьи 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункт 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365;
- пункт 8. Наружная площадка резервуарного парка хранения нефтепродуктов в обваловании группы резервуаров N 8 (вблизи эксплуатируемых резервуаров N 42, N 43) не оснащена средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров с выводом показаний в помещение управления (операторной), чем нарушены статья 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 2.5.26 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461 (далее - Правила N 461);
- пункт 16. На площадке ОПО: "Группа резервуаров и сливо-наливных устройств", регистрационный N А05-11218-0001, не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра, предусмотренный проектной документацией, чем нарушены статья 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 5.6 Правил N 461.
Результаты проверки оформлены актом от 18.11.2020 N 8.2-2939вн-А/0102-2020/ДСП с фототаблицами.
С целью устранения выявленных нарушений Управлением 18.11.2020 выдано Предписание со сроком исполнения до 18.02.2021.
Не согласившись с Предписанием в указанной выше части, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренной части Предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
Работники ОПО обязаны, в том числе: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (часть 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.6 Правил N 461 на территории ОПО складов нефти и нефтепродуктов должен быть установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра. Место установки прибора обосновывается в проектной документации.
Согласно пункту 2.5.26 Правил N 461 резервуарные парки хранения светлых нефтепродуктов должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Все случаи обнаружения утечек в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны регистрироваться приборами с выводом показаний в помещение управления (операторной) и документироваться. Технические решения, количество и порядок размещения приборов обнаружения в обваловании резервуаров нефтепродуктов и (или) их паров должны устанавливаться в проектной документации в зависимости от вида хранящихся нефтепродуктов, условий их хранения, объема единичных емкостей резервуаров и порядка их размещения в составе склада.
Наличие нарушений, перечисленных в пунктах 5, 8, 16 Предписания, установлено судами двух инстанций и заявителем по существу не опровергнуто.
Дополнительно судами учтено, что нарушения, указанные в Предписании, подтверждены ранее в решении Заволжского районного суда г. Твери от 26.02.2021 по делу N 12-55/2021.
Кроме того, рассматриваемые нарушения были проверены и признаны арбитражными судами в рамках дела N А66-16087/2020.
Исполнение предписания означает устранение нарушений до состояния и способами, предусмотренными и допускаемыми законом. Суды отклонили доводы Комбината о неясности и неисполнимости оспариваемых пунктов Предписания, которое не возлагает на Комбинат не предусмотренных законодательством обязанностей, содержит указание на нарушенные нормы права, устанавливающие соответствующие обязанности.
Ссылки Комбината в отношении пункта 5 Предписания не обосновывают право не проводить аттестацию руководителей и специалистов по специальным требованиям промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ, Комбинат должен сам определять названных должностных лиц и работников с учетом требований законодательства.
В отношении пунктов 8 и 16 Предписания Комбинат сослался, что в 2017-2018 годах проведены проектно-изыскательские работы и утвержден проект реконструкции резервуарного парка в соответствии с действующими требованиями промышленной безопасности. Необходимость дополнительного финансирования работ и проведения закупочных процедур не снимает обязанности устранения нарушения.
Помимо указанного доводы Комбината о неясности и неисполнимости оспариваемых пунктов Предписания противоречат его же заявлениям в Управление о продлении срока устранения замечаний и плану компенсационных мероприятий, в которых им самим указаны мероприятия по устранению нарушений.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А66-2049/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбината "Красная заря" Управления федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Работники ОПО обязаны, в том числе: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (часть 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.6 Правил N 461 на территории ОПО складов нефти и нефтепродуктов должен быть установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра. Место установки прибора обосновывается в проектной документации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2022 г. N Ф07-4785/22 по делу N А66-2049/2021