19 мая 2022 г. |
Дело N А56-31453/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А56-31453/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания", адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 3, пом. 3Н, ОГРН 1084707000047, ИНН 4707026561 (далее - Общество, АО "Управляющая компания"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 23.03.2021 N 4-пр, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АО "Управляющая компания", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует вина во вменяемом правонарушении, поскольку подтопление подвальных помещений возникло вследствие засора централизованной системы водоотведения, принадлежащей открытому акционерному обществу "Кингисеппский Водоканал". Кроме того, АО "Управляющая компания" считает, что Комитетом допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства дела об административном правонарушении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Управляющая компания" на основании лицензии от 23.03.2015 N 020 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Кингисепп, пр. К. Маркса, д. 8/1, ул. Б. Бульвар, д. 6А, Крикковское шоссе, д. 41, Театральная ул., д. 8 (далее - МКД).
Кингисеппской городской прокуратурой (далее - Прокуратура) в связи с поступлениями обращений граждан 05.02.2021 на основании решения от 04.02.2021 проведено надзорное мероприятие в целях проверки содержания имущества МКД, в ходе которого установлено нарушение Обществом подпунктов "а", "б" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившихся в несоблюдении требований пунктов 3.1.4, 4.1.1, подпункта "в" пункта 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- в подъезде N 2 МКД N 6А по ул. Б. Бульвар и в подъездах N 6, 7 МКД N 41 по Крикковскому шоссе выявлено частичное подтопление технических помещений (подвалов);
- в подъезде N 4 МКД N 8 по Театральной ул. обнаружены засор и разрыв трубопроводов системы водоотведения (канализации), повлекшие частичное подтопление технического помещения (подвала);
- в МКД N 8/1 по пр. К. Маркса в неотапливаемом техническом помещении (чердаке) отдельные участки трубопроводов внутридомовой системы отопления не имеют теплоизоляции.
По факту выявленных нарушений Прокуратурой вынесено постановление от 09.02.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и материалы проверки переданы в Комитет для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материалов проверки Комитет 23.03.2021 вынес постановление N 4-пр о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 250 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Управляющая компания" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, исходя из наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также отсутствия со стороны Комитета нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил принятый им судебный акт без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "Управляющая компания" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 250 000 руб. до 300 000 руб.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Согласно пункту 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, отнесено принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение подвальных помещений.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Так, согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4.1.3, пунктом 4.1.15 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В силу абзаца восьмого пункта 5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
Факт рассматриваемых нарушений установлен судами двух инстанций, подтверждается материалами дела, в том числе материалами прокурорской проверки с фотоматериалами, а также постановлением от 09.02.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении. Общество наличие выявленных нарушений не отрицает, однако полагает, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом правонарушении.
Суды оценили виновность заявителя с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопреки доводам жалобы, доказательств, подтверждающих, что Общество приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды правомерно констатировали как наличие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, так и конкретную меру административной ответственности (административное наказание назначено в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи в размере 250 000 руб.).
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды заключили об отсутствии существенных процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено Комитетом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А56-31453/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем вторым пункта 4.1.3, пунктом 4.1.15 Правил N 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В силу абзаца восьмого пункта 5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
...
Суды оценили виновность заявителя с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды заключили об отсутствии существенных процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено Комитетом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2022 г. N Ф07-2338/22 по делу N А56-31453/2021