20 мая 2022 г. |
Дело N А56-112693/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Старченковой В.В.,
при участии от публичного акционерного общество "Территориальная генерирующая компания N 1" Немерского И.Н. по доверенности от 25.12.2019, от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" Канюкова С.К. и Верховской Д.А. по доверенности от 13.10.2021,
рассмотрев 16.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А56-112693/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город", адрес: 198097, Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 47, литера А, помещение 24Н, офис 305, рабочее место 1, ОГРН 1097847246023, ИНН 7841412284 (далее - Общество), о взыскании с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений исковых требований 2 339 973 руб. 15 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в ноябре 2016 года - январе 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербург в лице Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 10, ОГРН 1037851027081, ИНН 7809029013; общество с ограниченной ответственностью "Измайловский 2", адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 2, литера Л, ОГРН 1137847153070, ИНН 7839478175; войсковая часть 5402, адрес: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 2А, ОГРН 1037851003618, ИНН 7826001593.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: объекты Общества не имеют непосредственного подключения к системе теплоснабжения Компании; между сетями Компании и теплоснабжаемыми объектами Общества находятся сети третьего лица, которые и подключены к тепловым сетям Компании; поскольку объекты Общества не имели непосредственного подключения к сетям теплоснабжения Компании, Компания не имела возможности поставить тепловую энергию непосредственно Обществу; в материалы дела представлены доказательства подтверждения Компанией наличия сетей третьего лица как препятствия для подключения объектов Общества к своим сетям и заключения договора теплоснабжения; в связи с изложенным не обоснованы выводы судов о поставке в спорном периоде тепловой энергии Обществу и потребление Обществом тепловой энергии посредством подключения своего оборудования к системе теплоснабжения Компании; выставленные счета не подтверждают факт поставки тепловой энергии Обществу, вопрос об оплате за поставленную тепловую энергию Компания обязана решать с третьим лицом, которому поставлена тепловая энергия; в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности расчета иска.
По мнению Общества, суды не приняли во внимание отсутствие заключенного Компанией и Обществом договора, ошибочно применили к рассматриваемым отношениям положения Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30.
Как полагает ответчик, в связи с отсутствием технологического присоединения теплопотребляющих установок управляющей компании к сетям энергоснабжающей организации Общество не является потребителем, следовательно, на него не могут быть возложены обязанности по возмещению стоимости поставленной тепловой энергии; согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенным в письме от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04, в случае не заключения или расторжения договора ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, управляющая организация не может осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, не имеет законных оснований производить расчет платы и взимать ее с населения, собственников помещений.
Общество считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оно получило неосновательное обогащение на сумму неоплаченных требований Компании, так как в отсутствие заключенного договора Общество не осуществляло сбор средств с собственников помещений, а также обращает внимание, что Компания не представила доказательств внесения собственниками помещений платежей Обществу, в настоящее время Общество не осуществляет управление спорным многоквартирным домом, соответственно, не имеет правовых оснований для выставления платежных документов собственникам помещений.
Общество ссылается на то, что суды обеих инстанций не дали оценки действиям Компании, не раскрывшей необходимую информацию при подаче иска, и такое поведение истца следует расценивать как злоупотребление правом в порядке статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует материалов дела, в отсутствие заключенного в письменной форме договора Компания в ноябре 2016 года - январе 2017 года поставила тепловую энергию в дом 2 по Измайловскому проспекту в городе Санкт-Петербурге, находящийся в управлении Общества, и выставила к оплате счета-фактуры, которые не оплачены.
В претензии от 14.08.2019 N 226-02/152-12 Компания просила Общество погасить 2 339 973 руб. 15 коп. задолженности за ноябрь 2016 года - январь 2017 года.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Установив факты поставки Компанией тепловой энергии, в отсутствие доказательств ее оплаты Обществом суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Так как тепловая энергия в данном случае поставлялась в жилой дом, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Факт поставки Компанией тепловой энергии в спорный дом в заявленном периоде подтвержден материалами дела, установлен судами и подателем кассационной жалобы надлежащим образом не опровергнут.
В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) определено, что потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги -деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) этих Правил (пункт 4 Правил N 124).
В силу части 2 статьи 162, частей 1, 2.3, 12 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 13, 14 Правил N 354, пункта 4 Правил N 124 ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг, а потому на него возложены обязанности, в том числе и по оплате ресурсоснабжающим организациям поставленных ими энергоресурсов.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что, несмотря на внесение собственниками помещений многоквартирного дома платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ признана утратившей силу.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При данной схеме расчетов управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и предоставления потребителям коммунальных услуг.
Суды установили, что решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями принято собственниками помещений спорного дома 26.06.2018, то есть за пределами спорного периода.
Учтя изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что в спорный период именно Общество как управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг, следовательно, является лицом, обязанным оплатить Компании стоимость поставленной тепловой энергии.
Ссылка Общества в кассационной жалобе на то, что собственники помещений спорного дома приняли решение об оплате коммунальных платежей напрямую ресурсоснабжающей организации в 2016 году, кассационным судом отклоняется, так как с учетом положений Закона N 59-ФЗ данное обстоятельство не отменяет обязанности Общества как управляющей организации оплатить задолженность по оплате поставленной тепловой энергии.
Указав в кассационной жалобе на отсутствие в материалах дела доказательства достоверности расчета иска, Общество контррасчет не представило.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2021 по делу N А56-112693/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ признана утратившей силу.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
...
Ссылка Общества в кассационной жалобе на то, что собственники помещений спорного дома приняли решение об оплате коммунальных платежей напрямую ресурсоснабжающей организации в 2016 году, кассационным судом отклоняется, так как с учетом положений Закона N 59-ФЗ данное обстоятельство не отменяет обязанности Общества как управляющей организации оплатить задолженность по оплате поставленной тепловой энергии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2022 г. N Ф07-4332/22 по делу N А56-112693/2019