23 мая 2022 г. |
Дело N А66-2656/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Молочное хозяйство "Абутьково" представителя Кикнадзе С.Р. (доверенность от 10.03.2022),
рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Молочное хозяйство "Абутьково" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А66-2656/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Молочное хозяйство "Абутьково", адрес: 172321, Тверская обл., Зубцовский м.р-н, Ульяновское с.п., д. Абутьково, д. 1, ОГРН 1147746019596, ИНН 7704854555 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Ульяновского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, адрес: 172321 Тверская обл., Зубцовский р-н, дер. Ульяново, Школьная ул., д. 23, ОГРН 1056916018477, ИНН 6923005834 (далее - Администрация), о признании незаконными изложенных в сообщениях от 23.10.2020 N 127, от 23.10.2020 N 128 и от 11.01.2021 N 1 отказов в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 69:09:0000021:442 и 69:09:0000021:443, а также об обязании Администрации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес Общества проект договора купли-продажи указанных земельных участков по цене не более 15 процентов их кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.08.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 данное решение изменено в части, касающейся судебных расходов по уплате государственной пошлины, Обществу возвращено 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 11.08.2021 и постановление от 24.01.2022, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, полагает, что представленные в материалы дела документы (в том числе путевые листы, платежные поручения, акт осмотра) подтверждают добросовестное использование Обществом испрашиваемых земельных участков.
Общество также считает, что отказывая в восстановлении пропущенного срока на оспаривание отказов Администрации, изложенных в письмах от 23.10.2020, суды не учли, что заявитель в течение определенного периода времени осуществлял действия по урегулированию спорной ситуации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Администрация, извещенная в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 42 га и 85,24 га, расположенные по адресу: Тверская обл., Зубцовский район, с.п. Ульяновское, в границах колхоза им. Ульянова-Ленина, 15.05.2020 поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 69:09:0000021:442 и 69:09:0000021:443, в отношении этих участков произведена регистрация права собственности муниципального образования Ульяновское сельское поселение Зубцовского района Тверской области.
Общество 09.10.2020 обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении ему указанных участков в собственность без проведения торгов на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В ответ на данные заявления Администрация письмами от 23.10.2020 сообщила об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность без проведения торгов ввиду непредставления документов, подтверждающих использование Обществом указанных земельных участков до момента регистрации права муниципальной собственности на них.
Общество 11.12.2020 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорных земельных участков на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Администрация письмом от 11.01.2021 уведомила Общество об отказе в предоставлении участков, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для предоставления их Обществу в соответствии с указанной им нормой.
Считая названные отказы незаконными и нарушающими его права, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав ненормативным правовым актом, действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 АПК РФ, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду.
Как установили суды и не оспаривает Общество, о принятии Администрацией изложенных в письмах от 23.10.2020 N 127, 128 решений об отказе в предоставлении в собственность земельных участков Общество узнало в октябре 2020 года после получения названных писем.
В арбитражный суд с заявлением об оспаривании этих решений Администрации Общество обратилось 02.03.2021, то есть по истечении предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Доводы подателя жалобы о пропуске срока на обращение в арбитражный суд со ссылкой на принятие мер к урегулированию спора, были исследованы судами и мотивированно ими отклонены ввиду отсутствия оснований для признания их уважительными причинами для восстановления пропущенного срока.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что Общество, обратившись 02.03.2021 в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказов Администрации, изложенных в письмах от 23.10.2020 N 127, 128, о которых ему стало известно в октябре 2020 года, пропустило без уважительных причин установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с таким заявлением, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении соответствующих требований.
При рассмотрении требования Общества о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков, изложенного в уведомлении от 11.01.2021, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено осуществление продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ указано на возможность передачи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке установленном данным Федеральным законом, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Названная норма регулирует льготный порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Суды обоснованно указали, что по смыслу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Общество не представило относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт использования испрашиваемых им в собственность земельных участков до государственной регистрации права муниципальной собственности на них.
Вопреки доводам подателя жалобы суды подробно исследовали все представленные Обществом документы и отклоняя приведенные заявителем аргументы исходили из того, что какие-либо договоры, опосредующие использование территорий спорных участков, с Обществом не заключались; какие-либо документы, свидетельствующие о ведении переписки с Обществом по вопросу использования участков и согласования такового в материалах дела отсутствуют; содержание представленных заявителем платежных документов (по части которых плательщиком выступает не само Общество) не позволяет установить факт совершения Обществом платежей за использование спорных земель (при том что доказательства выставления счетов или претензий на оплату землепользования именно в отношении спорной территории не представлены); получение субсидий от Министерства сельского хозяйства Тверской области, путевые листы механизатора, платежные поручения на приобретение семенного материала, ежегодные формы статистической отчетности Общества невозможно соотнести с ведением Обществом сельскохозяйственной деятельности именно на спорных земельных участках в период до государственной регистрации права муниципальной собственности на них; в акте осмотра земельных участков от 28.07.2021 приведены сведения о текущем состоянии участков, которые не отражают обстоятельства их использования до государственной регистрации права муниципальной собственности на них, указание на обработку участка с кадастровым номером 69:09:0000021:442 и часть участка с кадастровым номером 69:09:0000021:442 (48 га из 85,24 га) приведено в этом акте со ссылкой только на объяснения механизаторов Общества.
Посчитав, что применительно к конкретным обстоятельствам спора Общество не подтвердило наличие условий для предоставления ему испрашиваемых земельных участков в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, суды, не установив совокупности условий, указанных в статье 198 АПК РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Поскольку в данном случае апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Общества оставлению без изменения подлежит постановление от 24.01.2022 как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А66-2656/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Молочное хозяйство "Абутьково" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.