24 мая 2022 г. |
Дело N А21-4877/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Куприяновой Е.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от государственного автономного учреждения здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница" Гамова Я.О. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 24.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А21-4877/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Калининградской области "Гурьевская центральная районная больница", адрес: 238300, Калининградская область, город Гурьевск, Калининградское шоссе, дом 31, ОГРН 1023902297836, ИНН 3917007771 (далее - Больница), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области", адрес: 236029, Калининград, Озерная улица, дом 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812 (далее - Комиссариат), о взыскании 937 990 руб. задолженности за оказанные услуги, 63 514 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.06.2019 по 26.03.2021 с последующим начислением процентов с 27.03.2021 по день фактической уплаты долга.
Решением суда от 25.10.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комиссариат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просил отменить указанные судебные акты и принять новый.
Комиссариат настаивает на том, что в отсутствие заключенного между ним и Больницей договора на проведение медицинских осмотров и лабораторных исследований у судов не имелось оснований для удовлетворения иска. Кроме того, отмечает Комиссариат, финансовое обеспечение обязательных диагностических исследований осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2018 N 805, в связи с чем оплата услуг по диагностическому исследованию призывников подлежит возмещению за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного страхования, а не за счет военных комиссариатов.
С учетом изложенного податель жалобы также считает необоснованным требование Больницы о взыскании с Комиссариата процентов за пользование чужими денежными средствами.
В отзыве Больница возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании Больницы против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Комиссариат надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказами Министерства здравоохранения Калининградской области от 19.03.2019 N 178, от 11.09.2019 N 630, от 18.11.2019 N 804, 27.03.2020 N 181, от 31.03.2020 N 204 и от 21.09.2020 N 539 на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлены обязательства медицинских учреждений по медицинскому освидетельствованию (обследованию) граждан в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе, в частности обязанность командировать врачей, имеющих опыт работы по проведению военно-врачебной экспертизы.
Организация работы призывной комиссии и медицинского освидетельствования Комиссариатом подтверждается письмами от 06.12.2018 N 2342, от 17.12.2018 N 2416, от 25.07.2019 N 1369, от 07.10.2019 N 1793, от 09.12.2019 N 2235, от 16.12.2019 N 2275, от 09.01.2020 N 5, от 23.01.2020 N 121, 124, от 25.02.2020 N 256, от 19.03.2020 N 542 и от 24.08.2020 N 1543.
Больницей выделен соответствующий медицинский персонал для участия в проведении медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, проведены соответствующие лабораторно-диагностические исследования. При этом договор о предоставлении медицинских услуг между истцом и ответчиком не заключался.
После проведения лабораторных и диагностических исследований Больница на основании актов об оказанных услугах на 937 990 руб. письмами от 14.06.2019, 29.07.2019, 13.08.2019, 22.11.2019, 20.12.2019, 20.03.2020, 11.06.2020 выставила Комиссариату счета на оплату оказанных услуг от 14.06.2019 N 16/19, 17/19, от 29.07.2019 N 20/19, 21/19, 22/19, 23/19, от 12.08.2019 N 25/19, от 22.11.2019 N 30/19, 31/19, от 20.12.2019 N 34/19, от 18.03.2020 N 6/20, 7/20, от 02.06.2020 N 8/20, 13/20 - всего на 937 990 руб.
Поскольку оплата оказанных услуг Комиссариатом не произведена, Больница направила в его адрес претензию от 26.02.2021 N 292 о погашении образовавшейся задолженности, а также претензию от 26.03.2021 N 455 об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Письмами от 17.03.2021 N 70/829 и от 19.04.2021 N 70/1397 Комиссариат отказался от погашения задолженности и уплаты процентов, мотивируя это отсутствием заключенного между сторонами договора о проведении медицинских осмотров и лабораторных исследований.
Неурегулирование спора во внесудебном порядке послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 Закона N 53-ФЗ, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 Закона N 53-ФЗ, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 Закона N 53-ФЗ, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 14 и 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение N 565), направляют граждан на диагностические исследования, которые включают в себя в том числе и лабораторно-диагностические исследования, проведенные в настоящем случае Больницей. Освидетельствование проводится врачами-специалистами с учетом результатов проведенных лабораторно-диагностических исследований.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов на обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
В силу части 5 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
Согласно письмам Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" проведение обязательных диагностических исследований и оказание медицинской помощи по поводу заболеваний и состояний, включенных в перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий, при постановке граждан на воинский учет, призыве или поступлении на военную службы или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора с Министерством обороны Российской Федерации об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу) и средств обязательного медицинского страхования (в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу).
За счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи в случае выявления заболевания, включенного в базовую программу обязательного медицинского страхования; при этом финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включено в средние нормативы, установленные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о подтвержденности факта оказания Больницей Комиссариату на 937 990 руб. внедоговорных услуг по проведению лабораторных и диагностических исследований, связанных с определением годности к военной службе или приравненной к ней службе, и в отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг признал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Доводы кассационной жалобы были ранее изложены в процессуальных документах Комиссариата и получили правовую оценку, с которой суд округа согласен.
Отклоняя ссылку Комиссариата на отсутствие договорных отношений с Больницей, суды исходили из того, что оказанные истцом во внедоговорном периоде услуги были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу; истец на регулярной основе продолжал выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства; деятельность Больницы в виде оказания лабораторных и диагностических (инструментальных) исследований в отношении граждан при призыве на военную службу в спорном периоде в отсутствие государственного контракта была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов; факт оказания услуг на 937 990 руб. подтвержден материалами дела, в том числе актами сдачи-приемки работ и выставленными Больницей на оплату счетами.
Вопреки позиции Комиссариата о том, что на военные комиссариаты не возложена обязанность оплаты услуг по диагностическому исследованию призывников, суд первой инстанции со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2019 N 310-ЭС19-1483 по делу N А64-8291/2017 отметил, что оплата диагностических исследований граждан, подлежащих призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Суды проверили расчеты взыскиваемой суммы задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, признали их правильными и с учетом имеющихся в деле доказательств обоснованно удовлетворили иск.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправомерного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А21-4877/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
...
Вопреки позиции Комиссариата о том, что на военные комиссариаты не возложена обязанность оплаты услуг по диагностическому исследованию призывников, суд первой инстанции со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2019 N 310-ЭС19-1483 по делу N А64-8291/2017 отметил, что оплата диагностических исследований граждан, подлежащих призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по делу N А21-4877/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2022 г. N Ф07-5914/22 по делу N А21-4877/2021