24 мая 2022 г. |
Дело N А26-3118/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 02.02.2022 N 54-д), от общества с ограниченной ответственностью "Корпорация Гранит" Трубиной Д.Б. (доверенность от 18.01.2022 N 18/01-1),
рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А26-3118/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Корпорация Гранит", адрес: 185516, Республика Карелия, Прионежский район, с. Рыбрека, Школьная ул., д. 20, кв. 14, ОГРН 1021001118764, ИНН 1020006034 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), от 12.02.2021 N 345 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 00581 ТР.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коваленко Денис Александрович и ООО "Другорецкое-К", адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 26, оф. 47, ОГРН 1141001012460, ИНН 1001289281.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022, оспариваемый приказ признан недействительным; на Министерство возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 06.10.2021, постановление от 28.02.2022 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, досрочное прекращение пользования недрами в отношении ООО "Корпорация Гранит" произведено Министерством обоснованно, поскольку Общество на протяжении длительного времени, а именно с 2012 по 2020 год, не выполняло условия лицензионного соглашения, что свидетельствует об отсутствии должной заинтересованности в освоении природного ресурса; оснований для вывода о нарушении Министерством порядка досрочного прекращения недропользования не имеется; оспариваемый приказ принят в полном соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в том числе с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала против удовлетворения данной кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу (недропользователю) в соответствии с лицензией ПТЗ 00581 ТР, выданной 01.02.2000 Администрацией Вепсской национальной волости, предоставлено право пользования недрами для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня и блочного камня для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий на месторождении габбро-диабаза "Ропручей-2". Срок действия лицензии с учетом продления установлен до 31.12.2029.
Обязательным приложением к лицензии являются условия пользования недрами (далее - УПН), в которых установлены обязательные виды работ и сроки их выполнения. Так, в соответствии с УПН Обществу необходимо было исполнить следующие обязательства:
- до начала проведения работ оформить землеотводные документы и зарегистрировать проектируемые работы в Карельском территориальном фонде геологической информации, разработать проект геологоразведочных работ и согласовать его с Комитетом по охране окружающей среды Республики Карелия и Карельским горнотехническим отделом и Карелприродресурсом (пункт 3.5);
- выполнить геологические работы на участке недр: оценка месторождений (2000 год), разведочные работы (2000 - 2001 годы), срок предоставления материалов - декабрь 2001 года (пункты 3.6 - 3.7);
- подготовить и утвердить в установленном порядке технический проект, срок исполнения - июль 2002 года (пункт 3.8);
- приступить к промышленной добыче в 2002 году с выходом на проектную мощность с января 2003 года (пункт 3.9);
- представить отчетность по форме 5-гр в соответствии с данными маркшейдерских обмеров до 15-го января года, следующего за отчетным (пункт 3.11);
- уплачивать разовые платежи при наступлении определенных событий (при согласовании технического проекта и ввода объекта в эксплуатацию) (пункт 4);
- обеспечить добычу минимального согласованного уровня добычи минерального сырья при промышленной добыче в объеме 500 куб. м блоков 1-4-й категории в год, начиная с января 2003 года (пункт 5.3).
В указанную лицензию неоднократно вносились изменения, в том числе в части корректировки сроков выполнения работ.
Министерство 05.07.2019 направило в адрес Общества уведомление N 9698 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с невыполнением УПН, ссылаясь на следующие нарушения:
"- начало промышленной добычи - июнь 2015 года, выход на проектную мощность - июнь 2016 года (нарушение подпункта 3.9 пункта 3);
- предоставление акта государственной комиссии о приеме предприятия (карьера) в эксплуатацию (нарушение подпункта 3.12 пункта 3);
- оплата разовых платежей при наступлении определенных событий - ввод объекта в эксплуатацию (нарушение подпункта 4.2 пункта 4);
- статистическая отчетность не предоставляется с 2013 года (нарушение подпункта 3.11 пункта 3 );
- с 2012 года добыча блочного камня не производится, к добыче строительного камня для производства щебня предприятие не приступало;
- долг за аренду лесного участка на 25.06.2019 составляет 579 235,95 руб."
Также в указанном письме Министерство уведомило, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, в порядке, установленном статьей 21 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Корпорация Гранит" по лицензии ПТЗ 00581 TP, может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях, если в указанный срок недропользователь не устранит выявленные нарушения.
Общество 04.03.2020 и 12.03.2020 направило в адрес Министерства письма с просьбой отложить рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешения и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" решением от 06.04.2020 Комиссия по вопросам пользования участками недр местного значения отложила до января 2021 года рассмотрение вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 00581 ТР.
Министерство 12.02.2021 издало приказ N 345 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 00581 ТР.
Полагая, что данный приказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного приказа недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
По правилам части 2 статьи 20 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3), если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5) и в случае непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения (пункт 8).
В силу части 4 статьи 21 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Несмотря на то, что буквальное содержание взаимосвязанных положений статей 20 и 21 Закона о недрах указывает на возможность приостановления или прекращения права пользования недрами, вопрос о применении подобных мер реагирования, как верно указали суды, должен разрешаться уполномоченным органом в каждом конкретном случае исходя из характера нарушения и возможных последствий его совершения, с учетом необходимости обеспечения баланса частного и публичного интересов.
Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, следовательно, она должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.
При рассмотрении настоящего спора суды установили следующие значимые обстоятельства по делу.
За период с 2000 по 2005 год недропользователем были выполнены следующие мероприятия: проведены геологические маршруты, площадные расчистки; изучена трещиноватость породы на площади 1115 кв. м, в том числе в месте проходки опытного карьера; выполнена мензуальная съемка, создана топооснова для подсчета запасов, выполнены необходимые объемы апробирования; проведены камеральные работы и составлен отчет с подсчетом запасов по месторождению "Ропручей-2", выполнены физико-механические испытания отобранных проб; приобретена техника для проходки опытного карьера; приобретено жилье для проживания рабочих; проведены вскрышные работы; проложена дорога к опытному карьеру; заключены договоры на проведение взрывных работ и маркшейдерское обслуживание.
В период с 2006 по 2012 годы проводились работы по проектированию, согласованию, а также получению положительных заключений государственной экспертизы на устройство внутрихозяйственной дороги, а также причально-погрузочного комплекса месторождения "Ропручей-2", получен паспорт производства буровзрывных работ по отделению монолитов от массива; внесены изменения по замечаниям Комиссии по разработке полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Карелия; подготовлен отчет об оценке влияния хозяйственной деятельности на водные биоресурсы Онежского озера при строительстве причала; подготовлен проект технического перевооружения карьера на месторождении габбро-диабазов "Ропручей-2"; получен план развития горных пород на месторождении габбро-диабазов "Ропручей-2".
Общество 12.01.2012 заключило с Министерством договор N 2 аренды лесного участка площадью 127,25 га, расположенного в кварталах 1, 2, 3, 5, 6 Рыборецкого лесничества в целях использования лесов для разработки месторождения "Ропручей-2" с сопутствующими объектами в Прионежском муниципальном районе Республики Карелия. В 2011-2012 годах проводились работы по добыче блока, но выйти на промышленную мощность не удалось по объективным причинам.
Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 16.04.2008 N 8 ООО "Корпорация Гранит" предварительно согласовано место размещения причально-погрузочного комплекса месторождения "Ропручей-2" грузооборотом 1,5 млн тонн насыпных грузов за навигацию и внутрихозяйственной автодороги в районе с. Рыбрека, утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 13.04.2007 под строительство причально-погрузочного комплекса и автодороги в районе с. Рыбрека.
Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 26.05.2010 N 1105 утверждена схема расположения земельного участка под размещение погрузочной площадки и строительство внутрихозяйственной автодороги от земельного участка для разработки участка недр "Ропручей-2" к погрузочной площадке в районе с. Рыбрека ориентировочной площадью 17 га, расположенного в 1, 2, 3, 6 кварталах Рыборецкого участкового лесничества и в 69, 70 кварталах Шелтозерского участкового лесничества на территории Прионежского муниципального района. Подготовлен землеустроительный проект предварительного согласования земельного участка под размещение погрузочной площадки и строительство внутрихозяйственной автодороги.
Между Министерством и Обществом был заключен договор аренды земельного участка от 26.03.2012 N 5-зк, согласно которому арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 11,55 га в целях использования лесов для разработки месторождения "Ропручей-2" с сопутствующими объектами в Прионежском районе Республики Карелия.
Впоследствии между Министерством и Обществом заключен договор от 06.08.2014 N 83 аренды лесного участка, расположенного в 3 квартале Рыборецкого участкового лесничества Прионежского лесничества, общей площадью 1,95 га в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта "Съезд автодороги с общего пользования "Петрозаводск - Ошта" 95 км +800 м до причала для отгрузки щебня с карьера "Ропручей-2".
Приказом Министерства от 30.09.2014 N 1490 утверждено положительное заключение от 26.09.2014 N 215 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов "Съезд автодороги с общего пользования "Петрозаводск - Ошта" 95 км +800 м до причала для отгрузки щебня с карьера "Ропручей-2". Пунктом 2 названного приказа срок действия заключения установлен на срок действия проекта освоения лесов, то есть до 31.02.2029.
Правительство Республики Карелия 19.11.2014 вынесло распоряжение N 721р-П о переводе трех земельных участков с кадастровыми номерами 10:22:0030301:310, 10:22:0030301:311, 10:22:0030301:312 площадью 2431 кв. м, 1973 кв. м, 7176 кв. м соответственно из состава земель запаса в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения.
С учетом установленных обстоятельств суды констатировали, что Обществом в период действия лицензии предпринимались действия по подготовке проектной и технической документации и осуществлялись мероприятия, направленные на выполнение УПН, при этом имело место наличие объективных, не зависящих от волеизъявления Общества обстоятельств, препятствовавших выполнению УПН в установленные сроки.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о заинтересованности Общества в выполнении УПН и наличии необходимых для этого ресурсов.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно заключили, что применение в отношении ООО "Корпорация Гранит" такой крайней меры административного принуждения, как досрочное прекращение права пользования недрами, является чрезмерным, не соответствующим требованиям справедливости и соразмерности ограничения прав недропользователя.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А26-3118/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.