27 мая 2022 г. |
Дело N А56-83614/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Акционерного общества "Почта России" Кузьмина А.И. (доверенность от 07.10.2013),
рассмотрев 24.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2021 по делу N А56-83614/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России", адрес: 131000, г. Москва, Варшавское ш., д. 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании акта Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), от 21.07.2020 N 04-20/11737 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Решением суда первой инстанции от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.12.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты. Податель жалобы ссылается на соблюдение сроков рассмотрения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - декларация НВОС), представленной в электронном виде 17.06.2020, а также указывает, что судами не рассмотрено фактическое состояние расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) между Обществом и бюджетом.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2022 (судьи Кудин А.Г., Мунтян Л.Б. и Толкунов В.М.) судебное разбирательство в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 24.05.2022. Сведения об отложении размещены на официальном сайте суда в сети Интернет.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управлением по результатам проверки представленной Федеральной государственным унитарным предприятием "Почта России" (правопреемником является Общество) декларации НВОС за 2018 год был составлен акт от 21.07.2020 N 04-20/11737, в котором Управлением отражены следующие нарушения:
- ошибочно не исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ;
- в отсутствие действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащих нормативны допустимого воздействия окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не применен 25-кратный повышающий коэффициент;
- фактическая масса отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;
- в отсутствие переоформленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не применен 5-кратный повышающий коэффициент при расчете платы;
- неправомерно не исчислена плата за размещение отходов.
К указанному акту от 21.07.2020 N 04-20/11737 приложено требование о погашении задолженности по плате за НВОС в общей сумме 504 062 руб. 01 коп.
Не согласившись с актом от 21.07.2020 N 04-20/11737, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, указав на то, что в нарушение пункта 37 Правил N 255 оспариваемый акт от 21.07.2020 N 04-20/11737 составлен за пределами установленного срока для проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС является календарный год (часть 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2020).
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В пункте 2 Правил N 255 предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Пунктом 35 Правил N 255 предусмотрено, что лица, обязанные вносить плату не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего НВОС, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 40 Правил N 255, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
В рассматриваемом случае, судами установлено, что декларация по плате за НВОС за 2018 год была направлена Обществом в адрес Управления в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении 25.02.2019 (РПО N 19084630552281). Указанное почтовое отправление 05.03.2019 получено.
Поскольку контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2018 год не был осуществлен Управлением в установленный срок, суды пришли к выводу о составлении оспариваемого акта с нарушением требований Правил N 255, что послужило основанием для признания его недействительным.
Отклоняя довод Управления о том, что декларация НВОС за 2018 была представлена Обществом в электронном виде только 17.06.2020 (с нарушением срока, установленного пунктом 35 Правил N 255), суды сослались на действовавший в спорный период Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок N 3).
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка N 3 по общему правилу декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Как предусмотрено пунктом 6 Порядка N 3 в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" декларация о плате представляется на бумажном носителе.
В кассационной жалобе Управление ссылается на то, что у Учреждения отсутствовали основания для предоставления декларации на бумажном носителе.
Соглашаясь с Обществом, заявившим об отсутствии возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и, как следствие, о наличии основания для предоставления декларации на бумажном носителе, суды не проверили надлежащим образом выполнение лицом, обязанным вносить плату за НВОС, предусмотренных Порядком N 3 необходимых условий.
Как видно из вмененных должностным лицом Управления нарушений, все они связаны с неправильным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, вопрос о фактическом состоянии расчетов по плате за НВОС за спорный период входит в круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела, и подлежит выяснению судом.
С учетом изложенного суд округа не может признать дело рассмотренным полно и всесторонне, а выводы судов - соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, а поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, на основании представленных доказательств, а также с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить фактическое состояние расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год между Учреждением и бюджетом, после чего, исходя из предмета заявленных им требований, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2021 по делу N А56-83614/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку контроль за исчислением заявителем платы за НВОС за 2018 год не был осуществлен Управлением в установленный срок, суды пришли к выводу о составлении оспариваемого акта с нарушением требований Правил N 255, что послужило основанием для признания его недействительным.
Отклоняя довод Управления о том, что декларация НВОС за 2018 была представлена Обществом в электронном виде только 17.06.2020 (с нарушением срока, установленного пунктом 35 Правил N 255), суды сослались на действовавший в спорный период Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее - Порядок N 3).
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка N 3 по общему правилу декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
...
Как предусмотрено пунктом 6 Порядка N 3 в случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" декларация о плате представляется на бумажном носителе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2022 г. N Ф07-2449/22 по делу N А56-83614/2020