31 мая 2022 г. |
Дело N А26-5540/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича Григоряна А.В. (доверенность от 09.08.2021),
рассмотрев 31.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А26-5540/2021,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31; ОГРН 1041000051784; ИНН 1001048543; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Корнилова Сергея Михайловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, Корнилов С.М. подлежит привлечению к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Корнилова С.М. просил отказать в удовлетворении жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2018 по делу N А26-7792/2018 в отношении ООО "Карьер комплект" введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Корнилов С.М.
Управление, выявив в ходе административного расследования, проведенного в связи с вынесением Арбитражным судом Республики Карелия частного определения от 23.04.2021 по указанному делу, нарушение Корниловым С.М. пункта 4 статьи 20.3, пункта 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), составило в отношении него протокол от 01.07.2021 N 00271021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях арбитражного управляющего состава вмененного ему административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии абзацем пятым пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Согласно абзацу шестому пункта 3 указанной статьи конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 61.9 Закона N 127-ФЗ, заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, при этом срок исковой давности исчисляется с момента, когда арбитражный управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Голоса кредитора, в отношении которого или в отношении аффилированных лиц которого совершена сделка, не учитываются при определении кворума и принятии решения собранием (комитетом) кредиторов по вопросу о подаче заявления об оспаривании этой сделки. Если заявление об оспаривании сделки во исполнение решения собрания (комитета) кредиторов не будет подано арбитражным управляющим в течение установленного данным решением срока, такое заявление может быть подано представителем собрания (комитета) кредиторов или иным лицом, уполномоченным решением собрания (комитета) кредиторов.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ликвидатором ООО "Карьер комплект" Корнилову С.М. по акту приема-передачи от 05.10.2018 передана первичная документация должника, в том числе договоры с приложениями и дополнениями, акты приема-передачи, акты сверок, платежные поручения (л.д. 113).
В ответ на запросы конкурсного управляющего от 17.10.2018, от 19.11.2018 УГИБДД МВД по Республике Карелия представило сведения о транспортных средствах ООО "Карьер комплект" с копиями документов, а также сведения о том, что на текущем учете транспортные средства должника не числятся.
В связи с этим суды пришли к выводу о принятии Корниловым С.М. мер, направленных на выявление транспортных средств ООО "Карьер комплект".
Судами также установлено, что по результатам изучения документации должника (договоры лизинга и купли-продажи транспортных средств, документы, подтверждающие расчеты по договорам), переданной ликвидатором, сведений и документов, представленных УГИБДД МВД по Республике Карелия, анализа финансового состояния должника Корниловым С.М. составлено заключение об отсутствии оснований для оспаривания сделок ООО "Карьер комплект", в том числе договоров купли-продажи транспортных средств.
Данное заключение вместе с анализом финансового состояния должника было представлено с материалами собрания кредиторов от 26.12.2018 в материалы основного дела о банкротстве ООО "Карьер комплект" 27.12.2018 (л.д. 140-143).
При этом, как указано судами, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия кредиторами решения о возложении на Корнилова С.М. обязанности обратиться в суд с заявлениями об оспаривании подозрительных сделок должника, а также доказательств направления ему обращения с предложением об оспаривании сделок должника.
Помимо этого, как установлено судами, Управлением не доказано, что конкурсный управляющий располагал документами, на основании которых должен был сделать вывод о наличии оснований для оспаривания сделок.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Корнилова С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Управления, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А26-5540/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях Корнилова С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2022 г. N Ф07-3306/22 по делу N А26-5540/2021