31 мая 2022 г. |
Дело N А56-64703/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Лебедева Г.Н. (доверенность от 30.09.2021), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Скочилова Д.Н. (доверенность от 20.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голдиум" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу N А56-64703/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Голдиум", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 90, корп. 2, лит. З, пом. ЧЗ6, ОГРН 1197847102750, ИНН 7801664013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу, адрес: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 55, лит. Б, ОГРН 1047802000300, ИНН 7801045990 (далее - Инспекция), по исключению Общества 10.08.2020 из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр); обязании Инспекции внести изменения в Реестр, включив Общество в указанный Реестр с момента его исключения из указанного Реестра.
Определением суда от 29.09.2021 к участию в деле привлечены в качестве заинтересованного лица - Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление).
Решением от 27.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм права, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно в обоснование несоответствия Общества критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства сослались на статью 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), регулирующую основания для включения/исключения юридических лиц в Реестр/из Реестра, в то время как такие критерии установлены статьей 4 Закона N 209-ФЗ; при наличии в законе пробела относительно возможности включения в Реестр хозяйственного общества, иностранный участник которого создан в текущем году, все сомнения следует толковать в пользу такого хозяйственного общества; Общество не имеет отношения к сделке об отчуждении Смирновым Александром Сергеевичем части своей доли в размере 99% в пользу Компании "Трэжэ Сити Инвестментс Лимитед", зарегистрированной в Республике Кипр (далее - Компания), в связи с чем не может нести риск неблагоприятных последствий смены участников Общества в виде исключения Общества из Реестра; правовых оснований для исключения Общества из Реестра не имелось.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2019; единственным участником Общества являлся Смирнов А.С.
10.05.2019 Общество было включено в Реестр. В последующем 10.08.2020 заявитель исключен из Реестра, о чем ему стало известно из полученных от Инспекции требований о представлении пояснений.
Общество, считая, что налоговый орган незаконно исключил его из Реестра, поскольку Общество соответствует всем предъявляемым законом критериям, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Законом N 209-ФЗ, который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 3 данного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Как предусмотрено статьей 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с названной статьей.
Условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Согласно части 1.1 данной статьи одним из таких условий является следующее: участником хозяйственного общества может быть иностранное юридическое лицо, владеющее не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Указанное ограничение в отношении доли участия иностранных лиц не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 части 1.1 той же статьи (подпункт "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4).
Таким образом, соответствие участника хозяйственного общества - иностранного юридического лица - установленным требованиям определяется по показателям за предшествующий календарный год.
В силу части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах в Реестр и исключение таких сведений из Реестра осуществляется уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 этой статьи, на основании сведений, представленных в уполномоченный орган, в том числе, в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 статьи 4.1 упомянутого Закона.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях вносятся в Реестр и исключаются из Реестра ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Согласно части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в Реестре сведения о юридическом лице исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такое юридическое лицо не представило в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такое юридическое лицо не соответствует условиям, установленным статьей 4 этого Закона.
Как следует из части 6.2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условию, установленному абзацем вторым подпункта "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 этого Закона, представляется в уполномоченный орган аккредитованными аудиторскими организациями.
Как установлено судами, на момент включения Общества 10.05.2019 в Реестр оно соответствовало условиям, предусмотренным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
В связи с отчуждением Смирновым А.С. части своей доли в размере 99% в пользу Компании, зарегистрированной 31.01.2020, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены 19.02.2020 записи об участниках Общества Компании с долей в уставном капитале в размере 99% и Смирнове А.С. с долей 1%.
10.08.2020 Общество было исключено уполномоченным органом из Реестра по причине несоответствия условию, установленному подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, поскольку по состоянию на 01.07.2020 участником Общества являлось иностранное юридическое лицо - Компания (Республика Кипр) - с долей в размере 99% в уставном капитале Общества и в представленных в уполномоченный орган аудиторскими организациями списках юридических лиц, подлежащих включению в Реестр, отсутствовали сведения об Обществе.
Исходя из положений Закона N 209-ФЗ, сведения об обществах с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, подлежат внесению в Реестр в текущем календарном году, если иностранное юридическое лицо по состоянию на 01 января текущего календарного года соответствует условию, установленному подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. Сведения о таких обществах представляются в уполномоченный орган в определенном порядке - аккредитованными аудиторскими организациями, которые анализируют отчетность иностранного юридического лица за предшествующий год.
При таких обстоятельствах уполномоченный орган в отсутствие у него сведений о соответствии иностранного участника Общества установленным требованиям правомерно исключил Общество из Реестра.
Всем доводам Общества судебные инстанции дали надлежащую оценку, не согласиться с которой суд кассационной инстанции не видит причин.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных по платежному поручению от 14.02.2022 N 44.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу N А56-64703/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голдиум" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Голдиум", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 90, корп. 2, лит. З, пом. ЧЗ6, ОГРН 1197847102750, ИНН 7801664013, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений Закона N 209-ФЗ, сведения об обществах с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, подлежат внесению в Реестр в текущем календарном году, если иностранное юридическое лицо по состоянию на 01 января текущего календарного года соответствует условию, установленному подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. Сведения о таких обществах представляются в уполномоченный орган в определенном порядке - аккредитованными аудиторскими организациями, которые анализируют отчетность иностранного юридического лица за предшествующий год.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных по платежному поручению от 14.02.2022 N 44."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2022 г. N Ф07-5191/22 по делу N А56-64703/2021