02 июня 2022 г. |
Дело N А56-21496/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
при участии от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Капениной Е.А. (доверенность от 17.08.2021), от администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" Шеремет О.Т. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 25.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу N А56- 21496/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", адрес: 121353, Москва, Беловежская ул., д. 4, ОГРН: 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", адрес: 187780, Ленинградская обл., г. Подпорожье, пр. Ленина, д. 3, ОГРН 1054700399192, ИНН 4711007000 (далее - Администрация), об обязании произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды от 31.03.2008 N 475, от 24.11.2011 N 1571, от 24.11.2011 N 1572, от 23.04.2010 N 1090 за период с 01.03.2015 по настоящее время в соответствии с пунктом 1 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ N 507).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 07.07.2021 и постановление от 04.02.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что произведенный Администрацией перерасчет арендной платы по договорам соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому оснований для его изменения не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключены следующие договоры аренды:
- от 31.03.2008 N 475 в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:05:00-00-000:0083, площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, г. Подпорожье, под опорами ВЛ ЗЗОкВ Л-389 ПС Сясь-ПС Петрозаводск;
- от 24.11.2011 N 1571 - в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:05:0000000:95, площадью 844 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, Подпорожское ГП, г. Подпорожье, под опорами ВЛ 220кВ Нижне-Свирская ГЭС - Верхне-Свирская ГЭС;
- от 23.04.2010 N 1090 - в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:05:0000000:10, площадью 390 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, Подпорожское ГП, г. Подпорожье, под опорами линии электропередач ВЛ 220кВ N 251 ГЭС 12 "Свирь"-ПС 2 "Древлянка";
- от 24.11.2011 N 1572 - в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:05:0000000:94, площадью 998 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Подпорожский р-н, Подпорожское ГП, г. Подпорожье, под опорами ВЛ 220кВ Нижне-Свирская ГЭС - Верхне-Свирская ГЭС.
Администрация направила в адрес Общества уведомления от 21.07.2020, 23.07.2020 о перерасчете арендной платы по названным договорам за период с 01.03.2015 по 01.01.2020, указав на то, что в ранее выполненном расчете была допущена ошибка, выразившаяся в неучете в формуле площади земельного участка, и предоставила новый расчет арендной платы по формуле: A=B*S,
где А - размер арендной платы за платежный год (руб.);
B - ставка арендной платы (руб./кв.м) - 1,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не более 13,78 руб./кв.м;
S - площадь земельного участка.
Полагая произведенный Администрацией перерасчет арендной платы неправомерным и не соответствующим Приказу N 507, ссылаясь на то, что при его выполнении Администрация дважды учитывала площадь земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к регулируемым ценам.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся в том числе объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил в редакции, действовавшей на 01.03.2015 было предусмотрено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Правил Минэкономразвития издало Приказ N 507, согласно пункту 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
В пункте 2 названного Приказа предусмотрено, что установленная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков согласно приложению. Для Ленинградской области предельная ставка арендной платы установлена в размере 13,78 руб. за кв.м.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 507 ставка арендной платы, установленная в соответствии с пунктом 1 того Приказа, изменяется согласно пункту 9 Правил.
Суды, установив, что на земельных участках, предоставленных Обществу в аренду по договорам от 31.03.2008 N 475, от 24.11.2011 N 1571, от 24.11.2011 N 1572, от 23.04.2010 N 1090, расположены электроэнергетики, предусмотренные пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что арендная плата за эти участки за спорный период не может превышать размер такой платы, рассчитанной в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Суды правомерно отметили, что предусмотренный пунктом 1 Приказа N 507 порядок определения арендной платы исходя из 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка (всей его площади) не предполагает дополнительное умножение полученного значения на площадь земельного участка.
При таком положении суды обоснованно посчитали, что произведенный Администрацией расчет арендной платы не соответствует Приказу N 507.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации исследованы судами первой и апелляционной инстанции и мотивированно ими отклонены как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
При рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу N А56-21496/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установив, что на земельных участках, предоставленных Обществу в аренду по договорам от 31.03.2008 N 475, от 24.11.2011 N 1571, от 24.11.2011 N 1572, от 23.04.2010 N 1090, расположены электроэнергетики, предусмотренные пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что арендная плата за эти участки за спорный период не может превышать размер такой платы, рассчитанной в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Суды правомерно отметили, что предусмотренный пунктом 1 Приказа N 507 порядок определения арендной платы исходя из 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка (всей его площади) не предполагает дополнительное умножение полученного значения на площадь земельного участка.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2022 по делу N А56-21496/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2022 г. N Ф07-4740/22 по делу N А56-21496/2021