02 июня 2022 г. |
Дело N А56-41767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Серовой В.К. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Бобу Е.И. (доверенность от 20.12.2021 N 59),
рассмотрев 26.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А56-41767/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. "А", пом. 1Н, ком. 15, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3.2 постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), от 25.03.2021 N 1069 "О размещении объекта в дер. Решетниково Выборгского района Ленинградской области" (далее - Постановление N 1069), приложения N 2 к Постановлению N 1069.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 решение от 28.09.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 28.09.2021 и постановление от 04.03.2022 и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации относится правовое регулирование не только порядка, но и условий размещения объектов, к числу которых относится также вопрос платности такого землепользования. Общество указывает, что Администрация как орган местного самоуправления ограничена в своих полномочиях и не вправе регулировать отношения по размещению объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов; полагает, что оспариваемые пункты Постановления N 1069 противоречат Порядку и условиям размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденному Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 (далее - Постановление Правительства N 301), который не устанавливает обязанность по внесению платы за пользование земельными участками и заключению договора на размещения объектов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу.
Администрация, участвующая в деле, надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось к Администрации с заявлением от 14.12.2020 N 1013 о размещении на срок 49 лет объекта антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) на находящихся на территории муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области землях площадью 49 кв.м, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Администрация приняла Постановление N 1069 о размещении сооружения связи на 49 лет на земельном участке площадью 49 кв. м из категории земель населенных пунктов с целью использования: размещение объекта линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, местоположение: Российская Федерация, Ленинградская обл., Выборгский р-н, МО "Первомайское сельское поселение", дер. Решетниково, в соответствии со схемой границ расположения земельного участка или земельных участков, предполагаемых к использованию под размещение объекта на кадастровом плане территории согласно приложению N 1.
Пунктом 2 Постановления N 1069 установлена плата за размещение объекта сооружения связи согласно приложению N 2 к Постановлению, размер которой составляет 41 617 руб. 46 коп. в год.
Пунктом 3.2 Постановления N 1069 Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству (далее - Комитет) в течение 10 рабочих дней после издания постановления предписано заключить договор на размещение соответствующего объекта.
Полагая, что установление Постановлением N 1069 условий в части пунктов 2 и 3.2 не предусмотрено законом и отсутствуют основания для начисления платы за землепользование и заключения договора на размещение объекта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из того, что размещение перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень N 1300).
К указанным объектам относятся, в том числе линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня N 1300).
Постановлением Правительства N 301 утвержден Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел в пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, т.е. без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки; подобное правовое регулирование обеспечивает возможность оперативного - без оформления правоустанавливающих документов на землю - размещения определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения (определения от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1629-О и 1630-О).
Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.
Из материалов дела следует, что Администрацией в Постановлении N 1069 принято решение о размещении объекта (линейно-кабельного сооружения связи) сроком на 49 лет на земельном участке площадью 49 кв.м в деревне Решетниково Выборгского района Ленинградской области.
Пунктом 2 Постановления N 1069 установлена плата за размещение объекта, которая, согласно приложению N 2, рассчитана в соответствии с постановлением Администрации от 06.11.2019 N 4308 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области" (далее - постановление Администрации N 4308). Комитету в течение 10 рабочих дней после издания постановления предписано заключить договор на размещение соответствующего объекта (пункт 3.2).
Общество в кассационной жалобе ссылается, что установление данных условий находится вне компетенции органа местного самоуправления и противоречит Постановлению Правительства N 301.
Вместе с тем в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пункту 1 статьи 65 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, то есть на это обстоятельство должно быть прямо указано в соответствующем нормативном акте.
Из приведенных норм следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Как правильно указал суд первой инстанции, размещение перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Законность постановления Администрации N 4308, на основании которого рассчитана плата за размещение объектов в Постановлении N 1069, в части установления платности землепользования за размещение объектов на земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области проверена Выборгским городским судом Ленинградской области.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 24.01.2021 и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2021 по делу N 88а-12331/2021, в удовлетворении требований о признании постановления Администрации N 4308 недействующим отказано. Судами установлено, что постановление Администрации N 4308 принято в пределах полномочий Администрации, не противоречит Постановлению Правительства N 301 как нормативному акту большей юридической силы и соответствует закрепленному в подпункте 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу платности любого использования земли.
Как разъяснено в абзаце седьмом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые пункты Постановления N 1069 не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя и правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Иные доводы Общества, прежде уже исследованные судами первой и апелляционной инстанций, получившие надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А56-41767/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
...
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 24.01.2021 и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2021 по делу N 88а-12331/2021, в удовлетворении требований о признании постановления Администрации N 4308 недействующим отказано. Судами установлено, что постановление Администрации N 4308 принято в пределах полномочий Администрации, не противоречит Постановлению Правительства N 301 как нормативному акту большей юридической силы и соответствует закрепленному в подпункте 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу платности любого использования земли."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2022 г. N Ф07-5894/22 по делу N А56-41767/2021