03 июня 2022 г. |
Дело N А56-38293/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Пастуховой М.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Кудряшовой Н.В. (доверенность от 07.10.2020) и Зайцевой Н.Ю. (доверенность от 07.10.2020), от Администрации муниципального образования Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Ласута Н.М. (доверенность от 11.10.2021),
рассмотрев 26.05.2022 - 02.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А56-38293/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская улица, дом 21, литера А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188349, Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Большие Колпаны, улица 30 лет Победы, дом 1А, ОГРН 1054701273626, ИНН 4705030996 (далее - Администрация), о взыскании 415 887 руб. 91 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости электрической энергии, потребленной в период с 18.04.2019 по 16.04.2020 в отсутствие договора энергоснабжения, и 10 151 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 22.08.2020 по 19.03.2021, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российский Федерации с 20.03.2021 по день фактической оплаты основного долга.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2021 Ленэнерго в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.01.2022 решение суда первой инстанции отменено, иск Ленэнерго удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 17.01.2022 и оставить в силе решение от 10.09.2021.
Податель жалобы указывает на то, что Администрация не была надлежащим образом извещена апелляционным судом о дате и времени судебных заседаний, назначенных на 07.12.2021 и 11.01.2022.
По мнению подателя жалобы, истец не доказал факт бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии, так как Администрация не является собственником спорных объектов уличного освещения.
Податель жалобы считает, что акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 составлен с нарушением требований пунктов 193 и 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), содержит недостоверные сведения и не может являться доказательством по делу.
В отзыве Ленэнерго просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 26.05.2022 представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Ленэнерго отклонил их. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.05.2022 по инициативе суда кассационной инстанции объявлен перерыв до 02.06.2022. После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда при участии представителя Ленэнерго.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной 16.04.2020 проверки Ленэнерго выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии уличными светильниками с автоматическим выключателем, размещенным на принадлежащей истцу опоре 1, л-1, ТП-1026, около домов N 17 и N 19 по улице 30 лет Победы в деревне Большие Колпаны Гатчинского района Ленинградской области.
По результатам проверки составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии от 16.04.2020 N БП/ТСК-59. Акт составлен с использованием средств фотосъемки.
Полагая, что лицом, обязанным оплатить бездоговорно потребленную электроэнергию, является Администрация, которая ответственна за организацию и содержание уличного освещения в деревне Большие Колпаны, Ленэнерго 11.08.2020 выставило Администрации счет от 26.06.2020 N 49900288 на оплату 415 887 руб. 91 коп. стоимости бездоговорно потребленных 43363 кВтч электрической энергии, а в дальнейшем направило в адрес Администрации претензию от 18.03.2021 с требованием оплатить задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Ленэнерго в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Ленэнерго в иске, посчитав, что акт от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 не соответствует Основным положениям.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования, признав документально подтвержденным факт бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии и правильным произведенный истцом расчет стоимости энергоресурса.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений (в редакции, действующей на момент составления акта о неучтенном потреблении) бездоговорным потреблением электрической энергии является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
По факту бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление (пункт 192 Основных положений).
Пунктом 193 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны быть отражены данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должно присутствовать лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи; материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пункту 194 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 196 Основных положений.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
В качестве доказательства бездоговорного потребления электроэнергии Ленэнерго представило в материалы дела акт от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 и фотографии.
Довод ответчика о том, что его следовало уведомить о времени и месте проведения проверки, является несостоятельным, поскольку Основными положениями не предусмотрено обязательное предварительное уведомление сетевой организацией лица о предстоящей проверке предполагаемого факта бездоговорного потребления электроэнергии.
В то же время требования пункта 193 Основных положений об уведомлении потребителя о дате и времени составления акта о неучтенном потреблении, призванные обеспечить лицу, в отношении которого составляется акт о неучтенном потреблении, возможность опровергнуть факт неучтенного потребления, Ленэнерго не выполнены, доказательства надлежащего уведомления Администрации о дате и времени составления акта от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 в материалах дела отсутствуют, то есть Администрации не обеспечена возможность присутствовать при составлении акта.
Сделанная в акте от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 отметка о том, что глава Администрации Бычинина М.В. отказалась от присутствия при составлении акта без объяснения причин, в отсутствие доказательств уведомления Администрации о дате и времени составления акта, не подтверждает выполнение сетевой организацией требований пункта 193 Основных положений.
Кроме того, пунктом 193 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны быть отражены данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии.
Бремя доказывания того, кем осуществлялось бездоговорное потребление электроэнергии, лежит на сетевой организации. Истец должен доказать, что бездоговорное потребление осуществлялось в интересах того лица, которое указано в акте и к которому предъявлены требования, а не совершено иными неустановленными лицами, за действия которых орган местного управления не должен нести ответственность.
Вместе с тем Ленэнерго таких доказательств не представило.
Содержащаяся в акте от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 и на фотоснимках информация не позволяет установить действительных владельцев фонарей уличного освещения и сделать вывод о том, что лицом, осуществившим бездоговорное потребление, являлась именно Администрация.
Отнесение подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов благоустройства территории поселения к вопросам местного значения и их финансирование за счет средств местного бюджета само по себе не является обстоятельством, подтверждающим факт бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии.
Спорные опоры с размещенными на них воздушными линиями электропередач принадлежат Ленэнерго, которое с их помощью оказывает услуги по передаче электрической энергии. Доказательства того, что размещенные на опорах автоматический выключатель и уличные светильники находятся в муниципальной собственности, были установлены Администрацией и являются частью сети уличного освещения населенного пункта, обслуживание которой входит в компетенцию муниципальных органов власти, в материалах дела отсутствуют. Обязанность по контролю за несанкционированным подключением третьих лиц к электросетям Ленэнерго не относится к компетенции муниципального образования, а потому на Администрацию не могут быть возложены негативные последствия любого выявленного бездоговорного потребления электроэнергии с использованием уличных светильников на опорах сетевой организации.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что акт от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 не соответствует требованиям пункта 193 Основных положений и в связи с этим не является допустимым доказательством осуществления ответчиком бездоговорного потребления электрической энергии, кассационная инстанция считает правильным. Факт бездоговорного потребления Администрацией электроэнергии истец документально не подтвердил.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения иска Ленэнерго. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Ссылка подателя жалобы на допущенные апелляционным судом процессуальные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем извещении Администрации о дате и времени судебных заседаний в суде апелляционной инстанции судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку в силу части 6 статьи 121 АПК РФ Администрация с учетом ее извещения о начавшемся процессе обязана самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела, в том числе с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел". Определения апелляционного суда от 18.11.2021 и от 07.12.2021, содержащие информацию о времени и месте судебного заседания, были своевременно размещены в системе Интернет.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А56-38293/2021 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 по тому же делу.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорные опоры с размещенными на них воздушными линиями электропередач принадлежат Ленэнерго, которое с их помощью оказывает услуги по передаче электрической энергии. Доказательства того, что размещенные на опорах автоматический выключатель и уличные светильники находятся в муниципальной собственности, были установлены Администрацией и являются частью сети уличного освещения населенного пункта, обслуживание которой входит в компетенцию муниципальных органов власти, в материалах дела отсутствуют. Обязанность по контролю за несанкционированным подключением третьих лиц к электросетям Ленэнерго не относится к компетенции муниципального образования, а потому на Администрацию не могут быть возложены негативные последствия любого выявленного бездоговорного потребления электроэнергии с использованием уличных светильников на опорах сетевой организации.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что акт от 16.04.2020 N БП/ТСК-59 не соответствует требованиям пункта 193 Основных положений и в связи с этим не является допустимым доказательством осуществления ответчиком бездоговорного потребления электрической энергии, кассационная инстанция считает правильным. Факт бездоговорного потребления Администрацией электроэнергии истец документально не подтвердил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2022 г. N Ф07-4939/22 по делу N А56-38293/2021