02 июня 2022 г. |
Дело N А56-27333/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Емельяновой Е.Б. (доверенность от 11.04.2022N 277), от товарищества собственников жилья "ЖК Победитель" Ивашковой Г.В. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 02.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-27333/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании товарищества собственников жилья "ЖК Победитель", адрес: 197082, Санкт-Петербург, улица Оптиков, дом 45, корпус 1, квартира 836, ОГРН 1177847084579, ИНН 7814683327 (далее - Товарищество), в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить следующую информацию в отношении многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Оптиков, дом 45, корпус 1:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в доме;
- наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящей в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в МКД;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД, и (или) их копии (при их наличии).
Предприятие также просило в случае неисполнения решения суда при удовлетворении исковых требований взыскать с Товарищества 1000 руб. неустойки за каждый день просрочки до момента исполнения решения суда в полном объеме.
Решением от 14.09.2021 иск удовлетворен в части обязания Товарищества предоставить Предприятию запрашиваемые сведения, а также взыскания по 500 руб. за каждый рабочий день неисполнения решения суда; в остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.02.2022 решение от 14.09.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 02.02.2022, оставить в силе решение суда первой инстанции от 14.09.2021.
По мнению подателя жалобы, переход на прямые договоры с Предприятием осуществлен с 01.12.2019, то есть после вступления в силу изменений в пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); Товарищество не предпринимало каких-либо действий по сбору запрашиваемой информации; тот факт, что Товарищество не располагает информацией о собственниках, не может служить основанием для отказа в иске.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Товарищества против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении МКД, управление которым осуществляет Товарищество.
Собственниками помещений в МКД принято решение о переходе на прямые договоры ресурсоснабжения с Предприятием, что подтверждается протоколом очередного общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в форме очно-заочного голосования, от 20.06.2019 N 3/2019.
Предприятие направило в адрес Товарищества письмо от 18.02.2021 N 58-13/7432 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Предприятие, ссылаясь на непредоставление Товариществом запрашиваемых сведений, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), признал обоснованным требование Предприятия об обязании Товарищества представить запрашиваемые сведения по МКД и удовлетворил иск в указанной части. Рассмотрев требование о взыскании неустойки, начисляемой на случай неисполнения судебного акта, суд признал разумным удовлетворить иск в указанной части в размере по 500 руб. за каждый день неисполнения решения суда; в удовлетворении требования о взыскании неустойки в остальной части отказал.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и, установив, что решение о переходе собственников помещений в МКД на прямые договоры с Предприятием принято до внесения изменений в пункт 6 Правил N 354, пришел к выводу о необоснованности обязания Товарищества представить запрашиваемые сведения и отказал в иске.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению МКД, Товарищество обладает или должно обладать сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил N 354.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагают наличие у исполнителя в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся среди прочего: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е (1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных Постановлением N 897 (начали действовать с 31.07.2019).
Апелляционный суд установил, что собственники помещений в МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом 20.06.2019, то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Кроме того, иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД, и (или) их копии (при их наличии), не требуются для формирования платежных документов. Такие сведения могут меняться в силу объективных причин (смена собственника, смена фамилии и пр.), тогда как взаимосвязанные положения части 1 статьи 157.2 и части 11 статьи 161 ЖК РФ не предусматривают, что обязанность лица, осуществляющего управление МКД, является длящейся, поскольку, по смыслу изложенных норм, такая обязанность является пресекательной и выполняется однократно - при принятии решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
К тому же, как правильно отметил апелляционный суд, сведения единого государственного реестра недвижимости являются публичными, ввиду чего отсутствие у истца соответствующих сведений может быть компенсировано путем самостоятельной реализации полномочий по получению сведений публичного реестра.
Апелляционным судом установлено, что у Предприятия имелись все сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Услуги по прямым договорам оказываются, и соответствующие начисления уже производятся собственникам с 01.09.2019.
Ссылка Предприятия на то, что Товарищество не предпринимало каких-либо действий по сбору запрашиваемой информации, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела запросу Товарищества в Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" от 04.05.2021 N 1, справкам о государственной регистрации формы N 7 и 9. Таким образом, в силу объективных причин у Товарищества отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил N 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников помещений в МКД, которыми Товарищество не располагает и для получения которых не имеет законных оснований.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает правомерным отказ апелляционного суда в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебный акт по другому делу, выводы по которому основаны на иных конкретных фактических обстоятельствах.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции. Заявленные доводы были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-27333/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Кроме того, иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в МКД, и (или) их копии (при их наличии), не требуются для формирования платежных документов. Такие сведения могут меняться в силу объективных причин (смена собственника, смена фамилии и пр.), тогда как взаимосвязанные положения части 1 статьи 157.2 и части 11 статьи 161 ЖК РФ не предусматривают, что обязанность лица, осуществляющего управление МКД, является длящейся, поскольку, по смыслу изложенных норм, такая обязанность является пресекательной и выполняется однократно - при принятии решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
...
Ссылка Предприятия на то, что Товарищество не предпринимало каких-либо действий по сбору запрашиваемой информации, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела запросу Товарищества в Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга" от 04.05.2021 N 1, справкам о государственной регистрации формы N 7 и 9. Таким образом, в силу объективных причин у Товарищества отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил N 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников помещений в МКД, которыми Товарищество не располагает и для получения которых не имеет законных оснований.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-27333/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2022 г. N Ф07-5194/22 по делу N А56-27333/2021