02 июня 2022 г. |
Дело N А56-28470/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "М.П.А. медицинские партнеры - Инжиниринг" представителя Макаровой О.В. (доверенность от 10.01.2022 N 1), от Санкт-Петербургской таможни представителей Масловой С.В. (доверенность от 23.05.2022 N 04-25/14930) и Устимчук О.В. (доверенность от 19.10.2021 N 04-34/32292),
рассмотрев 26.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "М.П.А. медицинские партнеры - Инжиниринг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022 по делу N А56-28470/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "М.П.А. медицинские партнеры - Инжиниринг", адрес: 127015, Москва, Новодмитровская ул., д. 2, к. 1, эт. 9, пом.
LIV, ком. 15, ОГРН 1147746381683, ИНН 7743922449 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - таможня), от 10.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912, 10013160/181220/0734206, 10013160/211220/0739935, и действий по корректировке указанных деклараций на товары.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 02.11.2021 и постановление от 12.02.2022, и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание его доводы о том, что переоформление регистрационного удостоверения после даты декларирования и ввоза товара не лишает заявителя права подтвердить право на применение льготы в виде освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Также суды не учли, что Санкт-Петербургская таможня не вправе была проводить камеральную проверку в отношении заявителя, поскольку общество не находится в регионе деятельности таможенного органа, товар также проходил таможенное оформление не в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему таможня просила оставить решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными. Таможенный орган отметил, что при ввозе товара декларант в установленном порядке не подтвердил право на освобождение от уплаты НДС, а оснований принимать во внимание переоформленное регистрационное удостоверение на медицинское изделие не имеется. Полномочия Санкт-Петербургской таможни на осуществление таможенного контроля после выпуска товара не ограничены регионом деятельности таможенного органа.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество во исполнение обязательств по внешнеэкономическим контрактам от 08.08.2019 N РА02190267, от 23.03.2020 N РА02190381, заключенным с иностранной компанией "НТ Labor + Hospital GMBH" (Германия), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по ДТ N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912, 10013160/181220/073426, 10013160/211220/0739935 товар "модуль медицинский климатизированный (чистое помещение) "HTLabor Hospitaltechnik AG" для операционных, реанимационных и родовых залов, инфекционных и неонатальных боксов, предоперационных, стерилизационных и наркозных комнат, фармацевтических производств и аптек с принадлежностями", код 9019 20 000 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
При декларировании общество указало в ДТ N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912 код товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 - 26.60.13.190, а по ДТ N 10013160/181220/0734206, 10013160/211220/0739935 - код ОКПД2 32.50.50.190, заявив о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, декларант представил регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 31.10.2016 N ФСЗ 2008/02200, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор).
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
После выпуска товаров Санкт-Петербургской таможней проведена камеральная таможенная проверка (акт N 10210000/210/050221/А000102), в ходе которой установлен факт несоблюдения обществом при декларировании товаров условий, необходимых для предоставления льготы по уплате НДС.
По результатам проверки таможней принято решение от 10.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912, 10013160/181220/073426, 10013160/211220/0739935, согласно которому обществу доначислен НДС по ставке 20% на общую сумму 30 746 061,46 руб.
Посчитав решение Санкт-Петербургской таможни от 10.03.2021 и действия таможенного органа по корректировке деклараций незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоблюдении декларантом в отношенных ввезенных товаров условий для применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, исходит из следующего.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию РФ медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).
В примечании 1 к Перечню N 1042 указано, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" к Перечню N 1042 (в редакции, действующей с 01.10.2019) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В соответствии со сноской "******" к данному Перечню код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Исходя из примечания 1 к Перечню N 1042 суды обоснованно заключили, что для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД2) должен быть включен в Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД2) в рамках одного пункта Перечня.
Суды установили, что при таможенном оформлении общество представило в подтверждение права на льготу регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 31.10.2016 N ФСЗ 2008/02200, в котором указан код ОКП 94 5200, при этом товар классифицирован по коду 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Поскольку в разделе I Перечня N 1042 не поименованы товары, одновременно соответствующие коду 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 94 5200, суды сочли, что в настоящем случае обществом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения товара от уплаты НДС.
При этом судебные инстанции исходили из того, что льгота по НДС в виде освобождения от уплаты данного налога при ввозе медицинских изделий должна быть подтверждена при ввозе товаров, в связи с чем отклонили ссылки заявителя на то, что после ввоза товара Росздравнадзором 11.02.2021 выдано измененное регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/0220, в котором указан код ОКПД2 32.50.50.190, что в совокупности с кодом 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подтверждает соответствие товара положениям пункта 14 Перечня N 1042 и свидетельствует о наличии у декларанта права на освобождение от уплаты НДС при ввозе упомянутого товара на территорию ЕАЭС.
Вместе с тем не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний.
Иное не следует и из положений таможенного законодательства, определяющих порядок декларирования товаров.
Так, в подпункте 5 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.
В силу положений статьи 108 данного Кодекса к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (подпункт 8 пункта 1); документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3).
Исходя из изложенного декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, однако не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В части 1 статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
В данном случае суды установили, материалами дела подтверждается и таможней не оспаривается, что в 2020 году, в период ввоза товара, производителем и уполномоченным представителем производителя инициирована процедура внесения изменений в предъявленное при таможенном декларировании товаров регистрационное удостоверение от 31.10.2016 N ФСЗ 2008/02200, по результатам которой Росздравнадзором 11.02.2021, после ввоза товара, выдано переоформленное регистрационное удостоверение, в котором уточнен и указан код ОКПД2 32.50.50.190.
Получив переоформленное регистрационное удостоверение от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, общество, реализуя предусмотренную Порядком N 289 процедуру, обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, а также до завершения таможенного контроля представило переоформленное удостоверение в Санкт-Петербургскую таможню вместе с возражениями от 04.03.2021 на акт камеральной таможенной проверки.
Ввезенные обществом товары с кодом ОКПД2 32.50.50.190 согласно регистрационному удостоверению от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, одновременно отнесенные к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС, указаны в пункте 14 Перечня N 1042, то есть относятся к товарам, не подлежащим обложению НДС (освобождаются от обложения налогом).
Доказательства обратного таможенным органом суду не представлены. Не приведены такие выводы и в заключении Санкт-Петербургской таможни от 05.03.2021 по возражениям общества на акт проверки.
При этом, как уже указывалось выше, в соответствии со сноской "******" к Перечню N 1042 в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат код ОКПД2, подлежит применению данный код, то есть указанный в переоформленном регистрационном удостоверении код ОКПД2 32.50.50.190, что не учтено судами двух инстанций и таможенным органом.
Ссылки таможни на несоответствие товара пункту 14 Перечня N 1042 по наименованию не могут быть признаны обоснованными, поскольку условия отнесения товара к разделу I названного Перечня определены в примечании 1 и ограничиваются кодом ТН ВЭД ЕАЭС и кодом по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014, при этом совпадение всех трех кодов в рамках одного пункта перечня не требуется. Кроме того, в пункте 14 Перечня N 1042 определен широкий круг приборов и аппаратов, невозможность отнесения ввезенных товаров к которым таможней не установлена и из материалов дела не следует.
Доводы таможенного органа о том, что при таможенном декларировании коды заявлены обществом в ДТ N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912 произвольно (указан код ОКПД2 26.60.13.190), не имеют значения для правильного разрешения настоящего спора.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности указывается в регистрационном удостоверении на медицинское изделие. Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Несостоятельны и доводы таможни о том, что код ОКПД2, определенный с использованием переходных ключей, разработанных Минэкономразвития России для соответствия одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, также не подтверждает право общества на применение льготы по НДС.
Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень N 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2. Действующей редакцией Перечня N 1042 не предусмотрено использование переходных ключей для определения по ранее присвоенному коду ОКП соответствующего кода ОКПД2. Кроме того, определенный таможней с использованием переходных ключей код ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, вместо него названным приказом с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен новый код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", указанный в переоформленном регистрационном удостоверении на ввезенные обществом медицинские изделия.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что Санкт-Петербургская таможня не доказала законность и обоснованность вынесения решения от 10.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, и совершения действий по корректировке деклараций.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанции в полном объеме, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемые решение подлежит признанию недействительным, а действия - незаконными как нарушающие права и законные интересы общества, неправомерно возлагающие на него обязанность по уплате таможенных платежей.
Излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022 по делу N А56-28470/2021 отменить.
Признать недействительным решение Санкт-Петербургской таможни от 10.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912, 10013160/181220/0734206, 10013160/211220/0739935.
Признать незаконными действия Санкт-Петербургской таможни по корректировке деклараций на товары N 10013160/081119/0470684, 10013160/290620/0326912, 10013160/181220/0734206, 10013160/211220/0739935.
Взыскать с Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998, в пользу общества с ограниченной ответственностью "М.П.А. медицинские партнеры-Инжиниринг", адрес: адрес: 127015, Москва, Новодмитровская ул., д. 2, к. 1, эт. 9, пом. LIV, ком. 15, ОГРН 1147746381683, ИНН 7743922449, 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "М.П.А. медицинские партнеры-Инжиниринг", адрес: адрес: 127015, Москва, Новодмитровская ул., д. 2, к. 1, эт. 9, пом. LIV, ком. 15, ОГРН 1147746381683, ИНН 7743922449, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченных по платежному поручению от 17.03.2022 N 381.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень N 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2. Действующей редакцией Перечня N 1042 не предусмотрено использование переходных ключей для определения по ранее присвоенному коду ОКП соответствующего кода ОКПД2. Кроме того, определенный таможней с использованием переходных ключей код ОКПД2 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, вместо него названным приказом с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен новый код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", указанный в переоформленном регистрационном удостоверении на ввезенные обществом медицинские изделия.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022 по делу N А56-28470/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2022 г. N Ф07-5099/22 по делу N А56-28470/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5099/2022
12.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37481/2021
02.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-28470/2021
19.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20837/2021