03 июня 2022 г. |
Дело N А56-58164/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Верис" Новикова А.В. (доверенность от 25.06.2021 N 09),
рассмотрев 01.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2022 по делу N А56-58164/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Верис", адрес: 188741, Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Суходолье, Лесная ул., д. 6, ОГРН 1154704001055, ИНН 4712026510, (далее - заявитель, Общество, ООО "Верис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ИНН 7842018964, ОГРН 1147847555107 (далее - Комитет) от 09.06.2021 N 631 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лисма", адрес: 188730, Ленинградская область, Приозерский район, п. Сосново, ул. Никитина, д. 5 А, пом. 10 А (далее - ООО "Лисма", третье лицо).
Решением суда от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. ООО "Верис" настаивает на отсутствии законных оснований во внесении сведений в Реестр в отношении спорного многоквартирного дома (МКД), поскольку основанием для заключения договора управления с ООО "Лисма" послужило решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом от 07.04.2021 N 1, который, по мнению подателя жалобы, является ничтожным, ссылаясь в том числе на то, что в Приозерском городском суде Ленинградской области рассматривается дело N 2-839/2021 по иску собственника помещений многоквартирного дома об оспаривании указанного решения общего собрания собственников. Также податель жалобы указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права выразившегося в не удовлетворении ходатайства Общества об истребовании у Комитета документов, представленных ООО "Лисма" на 128 листах с заявлением от 12.04.2021 N 46.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лисма" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указав, что доводы жалобы направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Представители Комитета, ООО "Лисма", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Верис" поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Лисма" обратилось в Комитет с заявлением от 12.04.2021 N 46 (вх. N от 20.04.2021 N гжи-01.1-2660) о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в отношении многоквартирного дома по адресу: Ленинградская обл., Приозерский район, дер. Снегиревка, ул. Набережная, д. 4 (далее - МКД).
К заявлению Общество приложило протокол общего собрания собственников помещений МКД от 07.04.2021 N 1 с приложениями и решениями участников общего собрания собственников помещений.
Комитетом проведена проверка сведений и документов и вынесено распоряжение от 29.04.2021 N 541 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в связи с наличием оснований, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 10 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно: наличие противоречий в сведениях, представленных лицензиатом, сведениям уже содержащимся в реестре.
Поскольку сведения о спорном МКД включены в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Верис", при этом заявление об исключении дома из реестра лицензий Ленинградской области от указанного юридического лица не поступало, Комитет письмами от 11.05.2021 запросил у ООО "Верис" и ООО "Лисма" дополнительные пояснения и документы.
В Комитет от ООО "Верис" (письмо от 24.05.2021 N 613-103) и ООО "Лисма" (письмо от 20.05.2021 N 60) представлены пояснения и запрошенные документы.
По результатам рассмотрения представленных документов, установив соответствие заявления и документов, представленных ООО "Лисма", требованиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр (заключение от 09.06.2021 N 7900), Комитет принял решение, оформленное распоряжением от 09.06.2021 N 631, о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами в отношении спорного МКД, а именно: исключило спорный МКД из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Верис" и включил МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Лисма".
Не согласившись с распоряжением от 09.06.2021 N 631, ООО "Верис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого распоряжения от 09.06.2021 N 631 (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядок N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка, а также поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Согласно пункту 15 Правил N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, суды удостоверились в том, что при направлении ООО "Лисма" в Комитет протокола от 07.04.2021 N 1 в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ к нему были приложены: сообщение о проведении общего собрания собственников с повесткой, акт от 14.03.2021 о факте размещения сообщения (уведомления) о проведении общего собрания собственников на информационных стендах, выписку из протокола общего собрания от 08.12.2015 N 39/3, в пункте 11 которого определен порядок сообщения каждому собственнику о проведении общего собрания путем размещения на информационной доске в подъезде на стене, список регистрации участников общего собрания собственников, реестр собственников, договор управления, решения участников общего собрания собственников помещений. Также установлено соблюдение Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) к оформлению протокола общего собрания от 07.04.2021 N 1 (с учетом поименованных в данном протоколе приложений).
Проанализировав протокол общего собрания собственников от 07.04.2021 N 1 и приложенные к нему документы с учетом положений части 1 стать 44, части 3 статьи 45, части 3 статьи 47, части 3 статьи 48 ЖК РФ суды поддержали вывод Комитета об отсутствии признаков ничтожности указанного протокола.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что проверка действительности (подложности) решений собственников помещений МКД не относится к полномочиям Комитета при рассмотрении заявлений о включении в реестр лицензий (Комитет в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр наделен полномочиями на проверку решения общего собрания собственников помещений в МКД только на наличие или отсутствие признаков ничтожности).
Также в материалы дела не представлены доказательства того, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 07.04.2021 N 1, признано недействительным судом общей юрисдикции в установленном порядке.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Комитета и выводами судов, что заявление и документы, представленные ООО "Лисма" соответствуют требованиям пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем распоряжение Комитета от 09.06.2021 N 631, о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области путем исключения спорного МКД из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Верис" и включения МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Лисма" вынесено правомерно.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, относимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2022 по делу N А56-58164/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав протокол общего собрания собственников от 07.04.2021 N 1 и приложенные к нему документы с учетом положений части 1 стать 44, части 3 статьи 45, части 3 статьи 47, части 3 статьи 48 ЖК РФ суды поддержали вывод Комитета об отсутствии признаков ничтожности указанного протокола.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что проверка действительности (подложности) решений собственников помещений МКД не относится к полномочиям Комитета при рассмотрении заявлений о включении в реестр лицензий (Комитет в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр наделен полномочиями на проверку решения общего собрания собственников помещений в МКД только на наличие или отсутствие признаков ничтожности).
Также в материалы дела не представлены доказательства того, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 07.04.2021 N 1, признано недействительным судом общей юрисдикции в установленном порядке.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Комитета и выводами судов, что заявление и документы, представленные ООО "Лисма" соответствуют требованиям пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем распоряжение Комитета от 09.06.2021 N 631, о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области путем исключения спорного МКД из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Верис" и включения МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Лисма" вынесено правомерно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2022 г. N Ф07-5643/22 по делу N А56-58164/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5643/2022
19.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43127/2021
25.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-58164/2021
27.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26371/2021