06 июня 2022 г. |
Дело N А13-197/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 01.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Рябинка" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А13-197/2021,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Рябинка", адрес: 162641, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Ирдоматка, ОГРН 1053500557747, ИНН 3523010256 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения администрации Череповецкого муниципального района, адрес: 162605, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58, ОГРН 1023502294947, ИНН 3523002713 (далее - Администрация), об отказе в согласовании и утверждении проекта планировки территории, изложенного в письме от 19.10.2020 N 14-6/1340, взыскании с Администрации 5000 руб. расходов по оплате юридических услуг, 201 руб. почтовых расходов, 890 руб. расходов за получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, адрес: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 35:22:0302028:2362 с видом разрешенного использования - для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов - имеет установленные границы и поставлен на учет в государственный реестр в этих границах. Внесенные в государственный реестр сведения о границах участка не могут быть произвольно изменены, следовательно, как считает Товарищество, у судов отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" (далее - Постановление N 717).
Кроме того, Товарищество обращает внимание на то, что расстояние от автомобильной дороги "Ирдоматка-Романда" до границы земельного участка Товарищества (2,02 м) было определено еще в 2012 году при проектировании территории дачного поселка постановлением Администрации от 04.06.2012 N 1313 "Об утверждении проекта организации и застройки дачного некоммерческого товарищества "Рябинка". В таком случае, по мнению подателя жалобы, у Администрации отсутствуют основания требовать отступления границ земельного участка Товарищества на 15 м от указанной автомобильной дороги.
Также Товарищество считает необоснованным применение судами положений статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Как указывает податель жалобы, поскольку установление санитарно-защитных зон входит в компетенцию уполномоченных государственных органов, то у Товарищества отсутствует обязанность по их определению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации Ирдоматского сельского поселения от 17.08.2015 N 419 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (далее - Постановление N 419) утверждена схема расположения земельного участка площадью 38 600 кв. м с кадастровым номером 35:22:0000000:394 в территориальной зоне СХ-5 (для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества) по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Ирдоматский сельский совет, в районе дер. Ирдоматки.
Постановлением администрации Ирдоматского сельского поселения от 04.12.2015 N 641 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" Товариществу предложено провести работы по образованию указанного земельного участка в соответствии со схемой его расположения на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением N 419; образуемому земельному участку установлен вид разрешенного использования - садоводство; предварительно согласовано его предоставление в безвозмездное пользование.
Впоследствии, 24.03.2016 Администрация Ирдоматского сельского поселения и Товарищество заключили договор N 1-Б/2016 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 35:22:0000000:394 в целях ведения садоводства в границах, указанных на плане участка, прилагаемом к названному договору. Право безвозмездного пользования зарегистрировано в ЕГРН 16.06.2016 за номером 35-35/021-35/021/003/2016-631/1.
В соответствии с условиями указанного договора Товарищество должно было обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории, провести кадастровые работы, необходимые для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания.
Товарищество подготовило проект планировки и межевания территории, осуществило кадастровые работы по разделу земельного участка (подготовка межевых планов) и 15.09.2020 обратилось в Администрацию с заявлением о согласовании проекта планировки территории Товарищества, указав, что с 2019 года проект планировки в подлиннике находится в Администрации и до настоящего времени не согласован.
Письмом от 19.10.2020 N 14-6/1340 Администрация отказала Товариществу в согласовании проекта планировки в связи с несоответствием принятых проектных решений по формированию земельных участков в полосе отвода автомобильной дороги IV категории "Ирдоматка-Романда" требованиям закона, указав следующее:
- территорию ведения садоводства необходимо отделять от автомобильных дорог IV категории санитарным разрывом не менее 25 м с размещением в нем лесополосы шириной не менее 10 м согласно пункту 4.4 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения" (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения");
- ширина полосы отвода автомобильных дорог IV категории составляет 36 м, в том числе 6 м - дорожное полотно и 15 м - обочины с двух сторон, согласно нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденным Постановлением N 717.
Также Администрация сообщила о готовности согласовать и утвердить спорный проект планировки территории в случае, если указанным документом будет учтена ширина обочины автомобильной дороги - 15 м от границ дорожного полотна и в его границах не будет предусматриваться формирование земельных участков в целях ведения садоводства и размещения объектов капитального строительства.
Товарищество, полагая, что отказ Администрации, оформленный письмом от 19.10.2020 N 14-6/1340, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Товарищества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований рассматриваемой статьи.
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества, принимается самостоятельно.
Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 названного Кодекса (часть 13.1 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2019 N 813 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Ирдоматского сельского поселения Череповецкого муниципального района Вологодской области" земельный участок с кадастровым номером 35:22:0000000:394 расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения садоводства.
Также судами установлено и Товариществом не оспаривается, что земельный участок расположен вдоль автомобильной дороги общего пользования "Ирдоматка-Романда" (поставленной на кадастровый учет в 2012 году), которая относится к IV категории дорог общего пользования.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 15 статьи 3 Закона N 257-ФЗ полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса определены в Постановлении N 717.
В соответствии с Постановлением N 717 на автомобильных дорогах IV и V категорий ширина полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости должна включать прилегающие с каждой из сторон к кромке проезжей части полосы шириной по 15 м.
В силу части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Как указывалось выше, автодорога "Ирдоматка-Романда" относится к IV категории дорог. Следовательно, ширина полосы ее отвода без учета ширины самой проезжей части составляет по 15 м с каждой стороны.
Между тем в данном случае в спорном проекте планировки земельный участок с кадастровым номером 35:22:0000000:394 сформирован непосредственно под полотном автомобильной дороги (проезжей части и обочины), то есть без учета полосы отвода шириной 15 м.
Таким образом, спорный проект планировки территории выполнен Товариществом с нарушением требований части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ, в связи с чем обоснованно отклонен Администрацией по указанному основанию.
Кроме того, согласно статье 12 Закона N 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки жилых районов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, жилых домов, иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Правовое регулирование требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации предприятий, планировки и застройке населенных мест содержится СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 промышленные объекты, производства, группы таких объектов, а также сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитной зоной, в частности, от территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлен запрет на размещение в санитарно-защитной зоне жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.
В пунктах 4.2, 4.4 Строительных норм и правил СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" предусмотрено, что при установлении границ территории садоводческого (дачного) объединения должны соблюдаться требования по охране окружающей среды, по защите территории от шума и выхлопных газов транспортных магистралей, промышленных объектов, от электрических, электромагнитных излучений, от выделяемого из земли радона и других негативных воздействий.
Соответственно, территорию садоводческого (дачного) объединения необходимо отделять от автодорог общего пользования I, II, III категорий санитарно-защитной зоной шириной не менее 50 м, от автодорог IV категории - не менее 25 м с размещением в ней лесополосы шириной не менее 10 м.
Согласно спорному проекту планировки минимальное расстояние земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:394 от полотна автомобильной дороги "Ирдоматка-Романда" составляет 9,35 м, что свидетельствует о несоблюдении требований к размеру санитарно-защитной зоны для ранее построенного объекта транспортной инфраструктуры.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа Администрации и отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А13-197/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Рябинка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, автодорога "Ирдоматка-Романда" относится к IV категории дорог. Следовательно, ширина полосы ее отвода без учета ширины самой проезжей части составляет по 15 м с каждой стороны.
Между тем в данном случае в спорном проекте планировки земельный участок с кадастровым номером 35:22:0000000:394 сформирован непосредственно под полотном автомобильной дороги (проезжей части и обочины), то есть без учета полосы отвода шириной 15 м.
Таким образом, спорный проект планировки территории выполнен Товариществом с нарушением требований части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ, в связи с чем обоснованно отклонен Администрацией по указанному основанию.
Кроме того, согласно статье 12 Закона N 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки жилых районов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, жилых домов, иных объектов должны соблюдаться санитарные правила."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2022 г. N Ф07-5461/22 по делу N А13-197/2021