06 июня 2022 г. |
Дело N А56-50810/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн" Макаровой Т.Ф. (доверенность от 11.01.2022 N 01-09-03), от Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Атемисовой А.А. (доверенность от 09.07.2021 N 72-18-12/7625),
рассмотрев 06.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А56-50810/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн", адрес: 193079, Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 21,2, ОГРН 1027806084701 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531 (далее - Управление), от 23.04.2021 N 72-22-В/3933 с требованием в срок до 01.09.2021 принять меры по обеспечению возврата работникам Учреждения денежных средств в общей сумме 7 570 218 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 заявленные Учреждением требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 отменено, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Податель жалобы указывает, что норма пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит указаний на какие-либо конкретные нормативные правовые акты. Однако условием освобождения от налогообложения является осуществление выплат на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации. Как указывает податель жалобы, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год" (далее - Распоряжение Правительства N 3118-р), не устанавливает сами выплаты, а устанавливает только распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер про обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть определяет исключительно источник финансирования и не устанавливает порядок самих выплат. Порядок выплат же установлен на уровне субъекта Российской Федерации постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, из теста которых не следует, что основанием для осуществления установленных выплат является какой-либо федеральный закон, акты Президента Российской Федерации или акты Правительства Российской Федерации. Указанные обстоятельства не позволяют установить на основании каких законодательных актов федерального уровня принято решение о выплатах, в связи с чем Учреждение полагает, что спорные выплаты, регулируются исключительно нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, соответственно облагаются налогом на доходы физических лиц ( далее - НДФЛ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с 20.01.2021 по 24.02.2021 Управлением в отношении Учреждения была проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинскими иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год", по результатам которой был составлен акт от 24.02.2021.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований, установленных абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 81 статьи 217 НК РФ, Распоряжения Правительства N 3118-р, пункта 1.1 соглашения о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга Учреждению субсидии на иные цели (план) от 22.01.2020 N 20пл, в 2020 году Учреждением неправомерно начислен и перечислен в МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу НДФЛ с доходов сотрудников Учреждения, полученных в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации в общей сумме 7 570 218 руб.
Управлением в адрес Учреждения вынесено представление от 23.04.2021 N 72-22-В/3933, содержащее требование о принятии мер по обеспечению возврата работникам Учреждения денежных средств в общей сумме 7 570 218 руб., а также о принятии мер по устранению причин и условий, выявленного нарушения.
Полагая, что представление Управления от 23.04.2021 N 72-22-В/3933 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что порядок спорных выплат стимулирующего характера установлен актами субъекта Российской Федерации, в связи с чем признал незаконным представление Управления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда отменил и отказал в удовлетворении требования Учреждения, поскольку пришел к выводу, что основанием для осуществления спорных выплат в рассматриваемый период являлось Распоряжение Правительства N 3118-р, определяющее целевой характер данных выплат с указанием на их форму и субъективный состав получателей, во исполнение которого и был принят региональный нормативный акт, определивший специфику данных выплат, а также правила и условия их осуществления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Распоряжением Правительства N 3118-р предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 6 Распоряжения Правительства N 3118-р на Казначейство России возложена обязанность осуществлять проверку использования средств дотаций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им получателей бюджетных средств, иных юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 НК РФ.
Так, согласно пункту 81 статьи 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции, если указанные выплаты осуществляются не на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, пункт 81 статьи 217 НК РФ к таким доходам не применяется.
Из материалов дела следует, что Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга (далее - Комитет), и Учреждением заключено соглашение о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга Учреждению субсидии на иные цели (план) от 22.01.2020 N 20пл (далее - соглашение от 22.01.2020 N 20пл), согласно которому Комитет принял обязательство по обеспечению предоставления Учреждению субсидии на цель(и), указанные в приложении N 1 к соглашению от 22.01.2020 N 20пл.
Дополнительным соглашением от 19.12.2020 N 61 приложение N 1 к соглашению от 22.01.2020 N 20пл дополнено пунктом 16, которым Учреждению утверждена субсидия на выплату работникам медицинских организаций, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 по коду бюджетной классификации расходов бюджета Санкт-Петербурга (далее КВК): глава 816 "Комитет по здравоохранению", раздел/подраздел 0909 "Другие вопросы в области здравоохранения", целевая статья 0150058480 "Расходы на дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации", вид расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" (КБК 81609090150058480612) в размере 8 360 871 руб. 12 коп.
Дополнительным соглашением от 23.12.2020 N 63 к соглашению от 22.01.2020 N 20пл в пункт 16 приложения N 1 внесены изменения, размер субсидии изменен на 113 263 294 руб. 96 коп.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, в обоих случаях в графе "Сведения о нормативных актах" указано - Распоряжение Правительства N 3118-р.
На запрос Управления о предоставлении информации об израсходованных объемах средств субсидии на иные цели на выплаты работникам (Распоряжение Правительства N 3118-р, целевая статья 0150058480), Учреждением представлены платежные документы, подтверждающие обложение данных средств НДФЛ и расходование таковых в рамках соглашения от 22.01.2020 N 20пл.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в преамбуле соглашения от 22.01.2020 N 20пл указано, что субсидия на иные цели выделяется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденный распоряжением Комитета от 25.12.2019 N 712-р (далее - Порядок N 712-р).
Перечень субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя, установлен приложением N 1 к Порядку N 712-р.
Распоряжением Комитета от 14.12.2020 N 919-р в перечень включен пункт 81, а именно "Субсидии на выплаты работникам медицинских организаций, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", осуществляемых на основании Распоряжения Правительства N 3118-р.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что все нормативные и иные правоустанавливающие документы однозначно свидетельствуют о том, что основанием для выплат являлось именно Распоряжение Правительства N 3118-р.
Оснований не согласится с указанным выводом суд кассационной инстанции не находит.
Довод Учреждения о том, что дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования и каких-либо указаний субъектам Российской Федерации о порядке и условиях расходования данных средств не имеется, исследован и правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 Распоряжения Правительства N 3118-р, дотации на сбалансированность из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлялись для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Распоряжением Правительства N 3118-р определен период осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь. Остатки не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года дотаций на сбалансированность, предоставленных на основании Распоряжения Правительства N 3118-р, подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 03.12.2021 N 116-р "Об утверждении Порядка возврата в федеральный бюджет неиспользованного остатка дотации, предоставленной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р" регламентирована процедура возврата из бюджета Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета неиспользованного остатка дотации, предоставленной на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, главным администратором которой является Комитет финансов Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Учреждением в нарушение Порядка N 712-р и пункта 81 статьи 217 НК РФ необоснованно с дополнительных выплат стимулирующего характера начислен и удержан НДФЛ в общей сумме 7 570 218 руб., является правомерным.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, разработка и принятие Порядка N 712-р обусловлены принятием на федеральном уровне Распоряжения Правительства N 3118-р в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, что также подтверждается содержанием пункта 81 Порядка N 712-р, согласно которому финансовое обеспечение дополнительных выплат осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Таким образом, основанием для осуществления спорных выплат в рассматриваемый период являлось Распоряжение Правительства N 3118-р, определяющее целевой характер данных выплат с указанием на их форму и субъективный состав получателей, во исполнение которого принят региональный нормативный акт, определивший специфику данных выплат, а также правила и условия их осуществления (Порядок N 712-р).
Доказательств того, что финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера осуществлялось за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, Учреждением не представлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал Учреждению в удовлетворении требований.
Доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда апелляционной инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А56-50810/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 03.12.2021 N 116-р "Об утверждении Порядка возврата в федеральный бюджет неиспользованного остатка дотации, предоставленной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р" регламентирована процедура возврата из бюджета Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета неиспользованного остатка дотации, предоставленной на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, главным администратором которой является Комитет финансов Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Учреждением в нарушение Порядка N 712-р и пункта 81 статьи 217 НК РФ необоснованно с дополнительных выплат стимулирующего характера начислен и удержан НДФЛ в общей сумме 7 570 218 руб., является правомерным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2022 г. N Ф07-6591/22 по делу N А56-50810/2021