г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А56-50810/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Похил М.Г. по доверенности от 28.09.2021
от заинтересованного лица: Атемисова А.А. по доверенности от 09.07.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-40269/2021) УФК по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-50810/2021, принятое
по заявлению СПб ГБУЗ "ГВВ"
к УФК по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании представления
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн" (ОГРН: 1027806084701, адрес: 193079, Санкт-Петербург, ул. Народная, 21, 2; далее - заявитель, Учреждение, СПб ГБУЗ "ГВВ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (ОГРН: 1027806893531, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В; далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК) от 23.04.2021 N 72-22-В/3933 с требованием в срок до 01.09.2021 принять меры по обеспечению возврата работникам СПб ГБУЗ "ГВВ" денежных средств в общей сумме 7 570 218 руб.
Решением от 21.10.2021 суд первой инстанции признал незаконным представление УФК по г. Санкт-Петербургу от 23.04.2021 N 72-22-В/3933, взыскал с УФК по г. Санкт-Петербургу в пользу СПб ГБУЗ "ГВВ" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФК по г. Санкт-Петербургу обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель УФК по г. Санкт-Петербургу поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель СПб ГБУЗ "ГВВ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 20.01.2021 по 24.02.2021 УФК по г. Санкт-Петербургу в СПб ГБУЗ "ГВВ" проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинскими иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год" (далее - Распоряжение Правительства РФ N 3118-р).
Результаты указанной проверки отражены в Акте выездной проверки от 24.02.2021.
В ходе проверки Управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований, установленных абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 81 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Распоряжения Правительства РФ N 3118-р, пункта 1.1 Соглашения о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга СПб ГБУЗ "ГГВ" субсидии на иные цели (план) от 22.01.2020 N 20пл, в 2020 году Учреждением неправомерно начислен и перечислен в МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов сотрудников СПб ГБУЗ "ГВВ", полученных в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации в общей сумме 7 570 218,00 рублей.
23.04.2021 в адрес Учреждения Управлением вынесено представление N 72-22-В/3933, содержащее требование о принятии мер по обеспечению возврата работникам СПб ГБУЗ "ГВВ" денежных средств в общей сумме 7 570 218,00 руб., а также о принятии мер по устранению причин и условий, выявленного нарушения.
Не согласившись с вынесенным представлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что порядок спорных выплат стимулирующего характера установлен актами субъекта Российской Федерации, заявленные требования удовлетворил, признал незаконным представление УФК по г. Санкт-Петербургу от 23.04.2021.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р предусмотрено выделение из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р на Казначейство России возложена обязанность осуществлять проверку использования средств дотаций, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им получателей бюджетных средств, иных юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 НК РФ.
Так, согласно пункту 81 статьи 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, если указанные выплаты осуществляются не на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, пункт 81 статьи 217 НК РФ к таким доходам не применяется.
Как следует из материалов дела, Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и Учреждением заключено соглашение о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга СПб ГБУЗ "ГВВ" субсидии на иные цели (план) от 22.01.2020 N 20пл. (далее - Соглашение от 22.01.2020 N 20пл) (т.1 л.д. 79-82).
Комитет по указанному соглашению принял обязательство по обеспечению предоставления Учреждению субсидии на цель(и), указанные в Приложении N 1 к Соглашению от 22.01.2020 N 20пл. (пункт 4.1.1).
Дополнительным соглашением от 19.12.2020 N 61 Приложение N 1 к Соглашению от 22.01.2020 N20пл дополнено пунктом 16, которым Учреждению утверждена субсидия на выплату работникам медицинских организаций, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая короновирусная инфекция COVID-19 по коду бюджетной классификации расходов бюджета Санкт-Петербурга (далее КВК): глава 816 "Комитет по здравоохранению", раздел/подраздел 0909 "Другие вопросы в области здравоохранения", целевая статья 0150058480 "Расходы на дополнительные вьшлаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации", вид расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" (КБК 81609090150058480612) в размере 8 360 871,12 руб. (л.д. 83-84)
Дополнительным соглашением от 23.12.2020 N 63 к Соглашению от 22.01.2020 N20пл в пункт 16 Приложения N 1 внесены изменения, размер субсидии изменен на 113 263 294,96 руб. (л.д. 85-86).
В обоих случаях в графе "Сведения о нормативных актах" указано - Распоряжение 3118-р (л.д. 84, 86).
На запрос Управления о предоставлении информации об израсходованных объемах средств субсидии на иные цели на выплаты работникам (Распоряжение 3118-р, целевая статья 0150058480), Учреждением представлены платежные документы, подтверждающие обложение данных средств налогом на доходы физических лиц и расходование таковых в рамках Соглашения от 22.01.2020 N 20пл.
Кроме того, в преамбуле Соглашения от 22.01.2020 N 20пл указано, что субсидия на иные цели выделится в соответствии с Порядком предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Комитет по здравоохранению осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденный распоряжением Комитета от 25.12.2019 N 712-р (далее - Порядок N 712-р).
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что регулирование рассматриваемых отношений осуществлялось в рамках названных постановлений Правительства Санкт-Петербурга, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
При этом перечень субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя, установлен Приложением N 1 к Порядку N 712-р.
Распоряжением Комитета от 14.12.2020 N 919-р в перечень включен пункт 81, а именно "Субсидии на выплаты работникам медицинских организаций, обеспечивающих оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, осуществляемых на основании Распоряжения 3118-р (т. 2 л.д. 9-10).
Проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что все нормативные и иные правоустанавливающие документы однозначно свидетельствуют о том, что основанием для выплат являлось Распоряжение Правительства Российской Федерации N 3118-р.
В обоснование своей позиции по делу заявитель указывает на то, что дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования. В соответствии с Распоряжением N 3118-р субъектам Российской Федерации предоставлены из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Каких-либо указаний субъектам Российской Федерации о порядке и условиях расходования данных средств указанное распоряжение не содержит.
Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом как несостоятельный.
Согласно пункту 1 Распоряжения N 3118-р, дотации на сбалансированность из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлялись для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Распоряжением N 3118-р определен период осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь.
Таким образом, остатки не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года дотаций на сбалансированность, предоставленных на основании Распоряжения N 3118-р, подлежат возврату в доход федерального бюджета.
Распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 03.12.2021 N 116-р "Об утверждении Порядка возврата в федеральный бюджет неиспользованного остатка дотации, предоставленной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р" регламентирована процедура возврата из бюджета Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета неиспользованного остатка дотации, предоставленной на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, главным администратором которой является Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Таким образом, в нарушение Порядка N 712-р и пункта 81 статьи 217 НК РФ Учреждением с дополнительных выплат стимулирующего характера начислен и удержан НДФЛ в общей сумме 7 570 218 руб.
Учреждением не учтено, что разработка и принятие Порядка N 712-р обусловлены принятием на федеральном уровне Распоряжения Правительства N 3118-р в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
На данное обстоятельство указывает, в том числе, содержание пункта 81 Порядка N 712-р, согласно которому финансовое обеспечение дополнительных выплат осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства РФ.
Таким образом, основанием для осуществления спорных выплат в рассматриваемый период являлось распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, определяющее целевой характер данных выплат с указанием на их форму и субъективный состав получателей, во исполнение которого приняты региональные нормативные акт, определивший специфику данных выплат, а также правила и условия их осуществления (Порядок N 712-р).
Доказательств того, что финансовое обеспечение выплат стимулирующего характера осуществлялось за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, заявителем не представлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 21.10.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе СПб ГБУЗ "ГВВ" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным представления УФК по г. Санкт-Петербургу от 23.04.2021 N 72-22-В/3933.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 октября 2021 года по делу N А56-50810/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50810/2021
Истец: Макаровам Т.Ф., Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6591/2022
06.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40269/2021
14.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40269/2021
21.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-50810/2021