09 июня 2022 г. |
Дело N А13-2665/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А13-2665/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис", адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 59, офис 1а; ОГРН 1043500041067, ИНН 3525134360; (далее - ООО "Жилстройсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; (далее - ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным решения от 18.02.2021 N 4267/1/вн о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ресурс", адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, Набережная 6 Армии, дом 59, квартира 23; ОГРН 1163525074987, ИНН 3525377281; (далее - ООО "Ресурс").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жилстройсервис" просит решение суда от 22.10.2021 и постановление от 26.01.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Инспекцией не соблюден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) - не осуществлена проверка заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников.
Представители Инспекции, Общества и третьего лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Ресурс" обратилось в Инспекцию с заявлением (вх. N 11-0034/21) о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: город Вологда, улица Чернышевского, дом 108 (далее - МКД). Письмом от 08.10.2020 N 468 ООО "Ресурс" направило в Инспекцию протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 06.10.2020 N 1/2020, договор управления многоквартирным домом от 06.10.2020 с приложением перечня собственников, подписавших данный договор.
Инспекцией на основании распоряжения от 19.11.2020 N 423 в период с 04.12.2020 по 09.12.2020 проведена проверка сведений и документов на предмет соответствия условиям, определенным пунктом 5 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения представленных документов, установив соответствие заявления и документов, представленных ООО "Ресурс", требованиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр (заключение от 18.02.2021 N 4267/1, ответ ООО "Жилстройсервис" от 12.02.2021 N 01-3/47), Инспекция приняла решение от 18.02.2021 N 4267/1/вн о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области. Указанным решением в отношении ООО "Жилстройсервис" - исключены из реестра лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде; в отношении ООО "Ресурс" - включены в реестр лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде.
Приказом Инспекции от 19.04.2021 N 63 в связи с допущенной технической ошибкой внесено изменение в решение инспекции от 18.02.2021 N 4267/1/вн в части сведений о годе его принятия, а именно, соответствующие сведения исправлены на 2021 год.
Не согласившись с решением от 18.02.2021 N 4267/1/вн, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого решения от 18.02.2021 N 4267/1/вн (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядок N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка, а также поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Согласно пункту 15 Правил N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, суды удостоверились в том, что при направлении ООО "Ресурс" в Инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий, к заявлению приложены документы согласно описи, в том числе договор управления многоквартирным домом от 06.10.2020 с приложением перечня собственников, подписавших данный договор (том 2, листы 33-35). Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 06.10.2020 N 1/2020 (представлен с письмом от 08.10.2020 N 468 (том 2, листы 67, 68-70), общая площадь помещений в многоквартирном доме составила 6 326,6 кв. м, на собрании присутствовали собственники 80 помещений в количестве 106 человек, обладающие 3 596,1 голосами, что составляет 56,8% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, кворум для проведения общего собрания имелся.
Также установлено соблюдение Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) к оформлению протокола общего собрания от 06.10.2020 N 1/2020 (с учетом поименованных в данном протоколе приложений).
Проанализировав указанный протокол общего собрания собственников и приложенные к нему документы с учетом положений части 1 стать 44, части 3 статьи 45, части 3 статьи 47, части 3 статьи 48 ЖК РФ суды поддержали вывод Инспекции об отсутствии признаков ничтожности протокола от 06.10.2020 N 1/2020.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что проверка действительности (подложности) решений собственников помещений МКД не относится к полномочиям Инспекции при рассмотрении заявлений о включении в реестр лицензий (Инспекция в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр наделена полномочиями на проверку решения общего собрания собственников помещений в МКД только на наличие или отсутствие признаков ничтожности).
Также в материалы дела не представлены доказательства того, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 06.10.2020 N 1/2020, признано недействительным судом общей юрисдикции в установленном порядке.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Инспекции и выводами судов, что заявление и документы, представленные ООО "Ресурс" соответствуют требованиям пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем решение Инспекции от 18.02.2021 N 4267/1/вн о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области, которым в отношении ООО "Жилстройсервис" - исключены из реестра лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде; в отношении ООО "Ресурс" - включены в реестр лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде, вынесено правомерно.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65 - 71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, относимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А13-2665/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав указанный протокол общего собрания собственников и приложенные к нему документы с учетом положений части 1 стать 44, части 3 статьи 45, части 3 статьи 47, части 3 статьи 48 ЖК РФ суды поддержали вывод Инспекции об отсутствии признаков ничтожности протокола от 06.10.2020 N 1/2020.
При этом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что проверка действительности (подложности) решений собственников помещений МКД не относится к полномочиям Инспекции при рассмотрении заявлений о включении в реестр лицензий (Инспекция в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр наделена полномочиями на проверку решения общего собрания собственников помещений в МКД только на наличие или отсутствие признаков ничтожности).
Также в материалы дела не представлены доказательства того, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 06.10.2020 N 1/2020, признано недействительным судом общей юрисдикции в установленном порядке.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Инспекции и выводами судов, что заявление и документы, представленные ООО "Ресурс" соответствуют требованиям пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем решение Инспекции от 18.02.2021 N 4267/1/вн о внесении изменений в реестр лицензий Вологодской области, которым в отношении ООО "Жилстройсервис" - исключены из реестра лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде; в отношении ООО "Ресурс" - включены в реестр лицензий Вологодской области сведения о многоквартирном доме N 108 по ул. Чернышевского в г. Вологде, вынесено правомерно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2022 г. N Ф07-5277/22 по делу N А13-2665/2021