15 июня 2022 г. |
Дело N А56-23031/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Семенова И.О. (доверенность от 15.03.2022), от федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации Глушковой И.Н. (доверенность от 14.02.2022),
рассмотрев 15.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу N А56-23031/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, ул. Планетная, д. 3, корп. 2, этаж 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Учреждение), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров теплоснабжения в горячей воде от 28.10.2020 N 28737.035.1, N 28739.035.1 и N 28740.035.1 (далее - Договоры), на предложенных истцом условиях.
В ходе рассмотрения спора Учреждение представило разногласия по условиям Договоров.
Решением суда от 29.11.2021 урегулированы разногласия, возникшие у сторон при заключении Договоров:
- термин "тепловая энергия" по всему тексту Договора принят в редакции истца;
- пункт 1.2 (последний абзац) Договоров принят в редакции истца: "Значение иных понятий и терминов, используемых в настоящем Договоре и специально не оговоренных, соответствует значению, принятому в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилах теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808), а при отсутствии в них соответствующего термина или понятия - в иных действующих нормативно-правовых актах";
- пункт 2.2 Договоров принят в редакции: "Датой начала поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса считается дата вступления настоящего договора в силу";
- пункт 5.2 Договоров принят в редакции истца: "При отсутствии узла учета тепловой энергии количество (объем) тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя), поданного на объект осуществляется расчетным методом, по тепловой нагрузке и часовым объемам, указанным в приложении N 1 к Договору и по фактическому времени теплопотребления с корректировкой по фактическому режиму работы источника";
- пункты 5.3 и 5.4 не исключены из текста Договоров;
- пункт 5.6 принят в редакции истца: "При использовании для определения количества потребляемой абонентом тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя) приборов учета абонент в срок до 28 числа расчетного месяца предоставляет в ресурсоснабжающую организацию отчет о теплопотреблении за расчетный месяц (за период с 24 числа предыдущего месяца по 23 число отчетного месяца) по установленной форме (с приложением часовых и суточных архивов в электронном виде, диаграмм или отчетов) в соответствии с приложением N 8 к Договору. Ресурсоснабжающая организация вправе отказать в принятии отчета о теплопотреблении в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами";
- пункт 6.1 Договоров принят в следующей редакции:
по договору N 28737.035.1: "Стоимость тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. В случае увеличения (изменения) вышеуказанного тарифа уполномоченным органом в установленном порядке расчеты производятся по действующему на момент потребления тепловой энергии тарифу. Ориентировочная стоимость договора на момент заключения составляет 2 235 143 (два миллиона двести тридцать пять тысяч сто сорок три) рубля 95 копеек, в том числе НДС 372 523 (триста семьдесят две тысячи пятьсот двадцать три) рубля 95 копеек. Тепловая энергия, потребленная сверх ориентировочной стоимости, оплачивается в соответствии с условиями настоящего договора";
по договору N 28739.035.1: "Стоимость тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. В случае увеличения (изменения) вышеуказанного тарифа уполномоченным органом в установленном порядке, расчеты производятся по действующему на момент потребления тепловой энергии тарифу. Ориентировочная стоимость договора на момент заключения составляет 2 920 165 (два миллиона девятьсот двадцать тысяч сто шестьдесят пять) рублей 19 копеек, в том числе НДС 486 694 (четыреста восемьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто четыре) рубля 19 копеек. Тепловая энергия, потребленная сверх ориентировочной стоимости, оплачивается в соответствии с условиями настоящего договора";
по договору N 28740.035.1: "Стоимость тепловой энергии рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. В случае увеличения (изменения) вышеуказанного тарифа уполномоченным органом в установленном порядке, расчеты производятся по действующему на момент потребления тепловой энергии тарифу. Ориентировочная стоимость договора на момент заключения составляет 2 545 853 (два миллиона пятьсот сорок пять тысяч восемьсот пятьдесят три) рубля 75 копеек, в том числе НДС 424 308 (четыреста двадцать четыре тысячи триста восемь) рублей 96 копеек. Тепловая энергия, потребленная сверх ориентировочной стоимости, оплачивается в соответствии с условиями настоящего договора";
- пункт 6.7 принят в редакции: "В случае неисполнения абонентом обязанности, предусмотренной пунктом 6.6 Договора, ресурсоснабжающая организация вправе зачислить поступившие денежные средства в соответствии с нормами действующего законодательства";
- пункт 9.1 принят в редакции: "Договор вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда по настоящему делу об урегулировании разногласий и действует по 31.12.2022";
- пункт 9.11 принят в редакции истца: "Споры, возникшие между сторонами при заключении, изменении, расторжении и исполнении Договора, не решенные путем переговоров, разрешаются в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области";
- приложения 1а и 4а к Договорам N 28737.035.1 и N 28739.035.1 приняты в редакции истца;
- приложения 2а и 3а к Договорам приняты в редакции истца;
- приложение 6а не включать в текст Договоров;
- приложение 9 включить в текст Договоров.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 решение суда от 29.11.2021 изменено в части урегулирования разногласий по пункту 5.6 Договоров путем исключения из указанного пункта фразы: "Ресурсоснабжающая организация вправе отказать в принятии отчета о теплопотреблении в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами". В остальной части решение от 29.11.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, просит решение и постановление отменить в части урегулирования разногласий относительно замены по всему тексту Договоров формулировки "тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя)" на формулировку "коммунального ресурса (тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя))", а также в части урегулирования разногласий по пунктам 1.2, 2.2, 5.2, 5.3, 5.4 и 9.1 Договоров, приложениям 1а и 4а к Договорам N 28737.035.1 и N 28739.035.1, приложениям 2а, 3а, 6а и 9 к Договорам.
Податель жалобы полагает, что к отношениям сторон должны применяться нормы жилищного законодательства, так как объектами теплоснабжения являются общежития, предназначенные для проживания граждан-потребителей коммунальных услуг. Ответчик отмечает, что в отношениях с истцом он выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предложенные истцом Учреждению проекты Договоров определяют условия приобретения Учреждением как владельцем зданий по адресам: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 2, лит. А, при Непокоренных, д. 6, корп. 1, лит. А и пр. Пархоменко, д. 5, лит. А, тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя) у ресурсоснабжающей организации для использования на принадлежащих Учреждению на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках.
Существенные условия Договора определены истцом в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суды согласились с тем, что отношения сторон регулируются нормами Закона N 190-ФЗ и Правил N 808 и отклонили доводы Учреждения, полагавшего, что к отношениям сторон должны применяться Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Суды исходили из того, что объекты, которыми владеет ответчик, не отвечают признакам многоквартирных домов, они не предусмотрены для учета в целях лицензирования, в связи с чем Учреждение не является исполнителем коммунальных услуг по смыслу жилищного законодательства.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводами судов.
Согласно пункту 18 устава Учреждения предметом его деятельности является обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; удовлетворение потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей при расквартировании и обустройстве войск (сил); обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 20 устава Учреждение в числе прочего осуществляет техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт жилищного фонда; сдает в аренду (наем) жилые помещения; выполняет работы и(или) оказывает услуги по управлению многоквартирными домами; оказывает арендаторам и проживающим в общежитиях, гостиницах и жилых домах коммунальные услуги.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22.07.2020 N 1494 за Учреждением на праве оперативного управления на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество (жилые и нежилые помещения) в зданиях по адресам: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 2, лит. А, при Непокоренных, д. 6, корп. 1, лит. А и пр. Пархоменко, д. 5, лит. А.
По актам приема-передачи от 31.08.2020 Учреждению переданы общежития по указанным выше адресам. В этих актах приведена площадь жилых помещений.
В материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 6, корп. 1, лит. А, жилая площадь в котором используется под общежитие (21 жилая квартира, 480 жилых комнат, полезная площадь 15 053 кв.м).
Предприятие не спорит с тем, что объектами теплоснабжения по Договорам являются общежития; именно такое назначение объектов указано в приложениях N 2 к Договорам. В то же время в указанных зданиях имеются нежилые помещения, а в здании по адресу: пр. Пархоменко, д. 5, лит. А помимо нежилых помещений имеются также помещения, используемые под гостиницу.
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилого фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (статьи 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Учитывая, что жилое назначение помещений в общежитии создает презумпцию его использования для целей проживания в нем граждан, следует признать, что услуги по спорным Договорам в части жилых помещений предназначены для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Вопреки выводам судов, Учреждение для граждан, проживающих в зданиях общежития по договорам найма, в рассматриваемой ситуации является исполнителем коммунальных услуг, к которому в силу пункта 2 Правил N 354 и пункта 2 Правил N 124 относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, на которого возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В связи с этим судами сделан неправильный вывод о том, что к отношениям сторон в части поставки ресурса в жилые помещения не подлежат применению нормы законодательства, применяемые в отношении граждан-потребителей.
Так, в пунктах 50, 51 Правил N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях общежития. Кроме того, в силу пункта 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 названного Кодекса, в частности наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Срок внесения платы за коммунальные услуги установлен статьей 155 ЖК РФ и пунктом 66 Правил N 354.
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства Учреждения как владельца жилых помещений (и наймодателя этих помещений, фактически осуществляющего управление жилой частью домов, приобретающего коммунальный ресурс для обеспечения им населения) перед ресурсоснабжающей организацией не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей, к отношениям сторон при урегулировании условий Договоров в части жилой площади, используемой в спорных зданиях под общежития, должны применяться нормы жилищного законодательства.
Поскольку суды неправильно применили нормы материального права и фактически не рассмотрели разногласия Учреждения по спорным условиям Договора, принятые по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 по делу N А56-23031/2021 отменить в части урегулирования разногласий относительно замены по всему тексту договоров теплоснабжения в горячей воде от 28.10.2020 N 28737.035.1, N 28739.035.1 и N 28740.035.1 формулировки "тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя)" на формулировку "коммунального ресурса (тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя))", а также в части урегулирования разногласий по пунктам 1.2, 2.2, 5.2, 5.3, 5.4 и 9.1 Договоров, приложениям 1а и 4а к договорам N 28737.035.1 и N 28739.035.1, приложениям 2а, 3а, 6а и 9 ко всем указанным договорам.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
В остальной части решение от 29.11.2021 и постановление от 16.02.2022 по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки выводам судов, Учреждение для граждан, проживающих в зданиях общежития по договорам найма, в рассматриваемой ситуации является исполнителем коммунальных услуг, к которому в силу пункта 2 Правил N 354 и пункта 2 Правил N 124 относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, на которого возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В связи с этим судами сделан неправильный вывод о том, что к отношениям сторон в части поставки ресурса в жилые помещения не подлежат применению нормы законодательства, применяемые в отношении граждан-потребителей.
Так, в пунктах 50, 51 Правил N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях общежития. Кроме того, в силу пункта 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 названного Кодекса, в частности наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Срок внесения платы за коммунальные услуги установлен статьей 155 ЖК РФ и пунктом 66 Правил N 354.
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства Учреждения как владельца жилых помещений (и наймодателя этих помещений, фактически осуществляющего управление жилой частью домов, приобретающего коммунальный ресурс для обеспечения им населения) перед ресурсоснабжающей организацией не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей, к отношениям сторон при урегулировании условий Договоров в части жилой площади, используемой в спорных зданиях под общежития, должны применяться нормы жилищного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2022 г. N Ф07-5308/22 по делу N А56-23031/2021