14 июня 2022 г. |
Дело N А56-58606/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А56-58606/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2, лит. А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 603 708 руб. 47 коп. убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию, потребленную в период с июня 2019 года по февраль 2021 года (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жилищно-строительный кооператив N 100 (далее - ЖСК N 100), товарищество собственников жилья "Южное" (далее - ТСЖ "Южное"), товарищество собственников жилья "Стачек, 212/3" (далее - ТСЖ "Стачек, 212/3"), жилищный кооператив N 15 (далее - ЖК N 15).
Решением от 02.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.12.2021 и постановление от 15.02.2022, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, Компания не представила акты сверок объемов тепловой энергии, согласованные с исполнителем коммунальных услуг и подтверждающие обоснованность заявленных к взысканию сумм. Компания не доказала наличие вины в действиях (бездействии) Комитета, в связи с чем на Комитет не может быть возложена ответственность в виде убытков.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и ЖСК N 100 (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.11.2009 N 6823 (далее - Договор от 01.11.2009), по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Дачный пр., д. 21, корп. 5, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Компания (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Южное" (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.03.2018 N 22286 (далее - Договор от 01.03.2018), по которому энергоснабжающая организация обязалась поставить теплоноситель и (или) тепловую энергию до границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей с абонентом для целей потребления энергии на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Дунайский пр., д. 31, корп. 1; Малая Балканская ул., д. 20, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию (пункты 1.1 и 2.1 Договора от 01.03.2018).
Компания (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Стачек, 212/3" (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.09.2011 N 21787 (далее - Договор от 01.09.2011), согласно которому энергоснабжающая организация обязалась обеспечить подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе для целей потребления объекта, расположенного по адресу: пр. Стачек, д. 213, корп. 3, а абонент - своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Компания (энергоснабжающая организация) и ЖК N 15 (абонент) заключили договор теплоснабжения от 01.03.2006 N 31449 (далее - Договор от 01.03.2006), по условиям которогоэнергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе для целей потребления объекта, расположенного по адресу: пр. Стачек, д. 182, корп. Б, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Во исполнение Договоров в период с июня 2019 года по февраль 2021 года Компания поставила в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЖСК N 100, ТСЖ "Южное", ТСЖ "Стачек, 212/3" и ЖК N 15 тепловую энергию. В связи с отпуском тепловой энергии по тарифам, ниже экономически обоснованных, у Компании возникли убытки, вызванные межтарифной разницей, в размере 603 708 руб. 47 коп.
Комитет и Компания (получатель субсидий) заключили договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 25.03.2020 N ВВД-06 (далее - Соглашение).
В письмах-претензиях от 25.05.2021 N 4821-02/14, N 4822-02/14 Компания обратилась к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверок объемов тепловой энергии, потребленной в спорный период. Претензии оставлены Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период во исполнение Договоров Компания поставила в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении третьих лиц, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку услугами теплоснабжения в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 199-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), Компании установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на период с 2019 года по 2023 год.
В то же время, в соответствии с вышеуказанным распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для группы потребителей "население" на период с 2019 года по 2023 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за спорный период регламентирован постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 "О порядках предоставления в 2019 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию", от 18.03.2020 N 137 "О порядках предоставления в 2020 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию", а также от от 26.03.2021 N 158 "О порядках предоставления в 2021 году субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию", согласно которым разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Как видно из материалов дела, Компания направила в адрес Комитета письма-претензии от 25.05.2021 N 4821-02/14, N 4822-02/14 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за спорный период.
В претензиях Компания пояснила, что акты сверки не были подписаны и возвращены абонентами, в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Компании.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Компания представила расчеты, счета-фактуры, акты сверок.
Третьи лица, участвуя в настоящем деле, возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представили, равно как и обоснований отказа от подписания актов сверки.
С учетом изложенного, признав документально подтвержденными объемы теплопотребления ЖСК N 100, ТСЖ "Южное", ТСЖ "Стачек, 212/3" и ЖК N 15 за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск в полном объеме.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А56-58606/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 по делу N А56-58606/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2022 г. N Ф07-6776/22 по делу N А56-58606/2021