15 июня 2022 г. |
Дело N А21-7572/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области Байдак В.В. (доверенность от 12.11.2020),
рассмотрев 15.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2022 по делу N А21-7572/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области, адрес: 238310, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Малое Исаково, Гурьевская ул., д. 5А, ОГРН 1023902297660, ИНН 3917000720 (далее - Предприятие, МУП ЖКХ "Коммунальник"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 22.06.2021 N ЖК-2/864/ЖСА/21-3088/9 об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Податель жалобы настаивает на том, что Предприятие обоснованно в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), начисляло плату за тепловую энергию по отоплению и приготовлению горячей воды согласно сведениям общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ) ввиду того, что в спорном многоквартирном доме установлен индивидуальный тепловой пункт (далее - ИТП) и подогрев воды осуществляется самостоятельно.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании приказа от 26.05.2021 N ЖК-1632/пр провело внеплановую документарную проверку Предприятия с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., п. Васильково, ул. 40 лет Победы, д. 1а (далее - МКД), по вопросу правильности расчета платы за тепловую энергию, направленную на "водоподогрев".
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 15.02.2021, что МКД находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Гурьевская управляющая компания" (далее - ООО "ГУК"); оснащен ОДПУ ТЭ; тепловая энергия поступает в теплоноситель МКД от ресурсоснабжающей организации - МУП ЖКХ "Коммунальник".
Между ООО "ГУК" и МУП ЖКХ "Коммунальник" был заключен договор от 01.04.2010 N 08-10 на оказание услуг по теплоснабжению, который 27.03.2020 расторгнут Предприятием в одностороннем порядке (уведомление от 26.02.2020 N 83).
Предприятие стало начислять плату и выставлять счета за коммунальную услугу "водоподогрев" собственникам МКД через муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Управляющая компания Гурьевского городского округа", действующее на основании агентского договора от 01.08.2013 N 100, и исходя из показаний ОДПУ ТЭ.
Министерство пришло к выводу о неправомерности начисления платы за услугу "водоподогрев" согласно показаниям ОДПУ ТЭ, поскольку в МКД отсутствует ИТП и в таком случае расход тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, должен рассчитываться по установленному нормативу.
По результатам проверки Министерство выдало Предприятию предписание от 22.06.2021 N ЖК-2/864/ЖСА/21-3088/9 об устранении в срок до 17.09.2021 выявленного нарушения, которым предписало произвести перерасчет платы за услугу "водоподогрев" за период с мая по сентябрь 2020 года в соответствии с требованием пункта 54 Правил N 354, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, МУП ЖКХ "Коммунальник" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил приятый им судебный акт без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 (пункт 40 данных Правил).
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 N 683 введены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Для Предприятия приказом службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.11.2019 N 107-02т/19 установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе для населения.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в МКД отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, а также оборудование для самостоятельного производства горячего водоснабжения (ИТП); нагрев холодной воды производится за счет тепловой энергии, поступающей от Предприятия, а не за счет производства теплового ресурса в МКД (горячая вода готовится путем подогрева холодной воды через теплообменник).
Довод Предприятия о наличии ИТП в МКД оценен судами и отклонен как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормативными положениями и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-823, суды обоснованно согласились с позицией Министерства, что для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев" в спорном МКД не должны применяться показания ОДПУ ТЭ; расчет платы за данную услугу должен осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Ввиду нарушения Предприятием порядка начисления платы за спорную услугу, установленного Правилами N 354, Министерство правомерно выдало заявителю предписание о выполнении соответствующего перерасчета.
В связи с этим суды двух инстанций пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2022 по делу N А21-7572/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
...
Ввиду нарушения Предприятием порядка начисления платы за спорную услугу, установленного Правилами N 354, Министерство правомерно выдало заявителю предписание о выполнении соответствующего перерасчета.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2022 по делу N А21-7572/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2022 г. N Ф07-3452/22 по делу N А21-7572/2021