15 июня 2022 г. |
Дело N А56-18650/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Орехова К.Г. (доверенность от 20.01.2022 N 5-22),
рассмотрев 15.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А56-18650/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 25.02.2021 по делу N 047/04/9.21-3358/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021, оспариваемое постановление изменено в части принятой УФАС меры ответственности, размер административного штрафа снижен до 350 000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Россети Ленэнерго", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Общество настаивает на том, что у него отсутствовала обязанность по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения в адрес заявителя - индивидуального предпринимателя Драгуна Сергея Федоровича (далее - Предприниматель) ввиду наличия технологического присоединения его энергопринимающих устройств к сетям товарищества собственников недвижимости "Лемболовские просторы - 1" (далее - ТСН "Лемболовские просторы - 1"). Также податель жалобы считает, что суды необоснованно не применили положения статьи 2.9 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступила жалоба Драгуна С.Ф. (вх. от 15.09.2020 N 11891) на отказ ПАО "Россети Ленэнерго" как сетевой организации осуществить действия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Предпринимателя.
В связи с наличием в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ Управление возбудило в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" дело N 047/04/9.21-3358/2020 об административном правонарушении и провело административное расследование.
В ходе административного расследования Управление установило, что Драгун С.Ф. 08.07.2020 направил в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 20-514368 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Лемболово, участок с кадастровым номером 47:07:0157001:1534, с заявленной мощностью 70 кВт, напряжением 0,4 кВ по третьей категории надежности, для осуществления коммерческой деятельности.
Письмом от 23.07.2020 N ЭСКЛ/16-01/16059 Общество рекомендовало Драгуну С.Ф. по указанному вопросу обратиться в адрес ТСН "Лемболовские просторы-1".
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Управление 29.12.2020 составило в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" протокол N ПР/05/126 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 25.02.2021 по делу N 047/04/9.21-3358/2020 УФАС признало Общество виновным в совершении данного правонарушения и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности Управлением состава вменяемого Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды (исходя из конкретных обстоятельств дела) сочли возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ (часть 3.2), снизив назначенный Обществу административный штраф до 350 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "Россети Ленэнерго" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил N 861 и включает в себя в том числе:
- подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявителем), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
- заключение договора;
- выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
- осуществление фактического присоединения объектов заявителя (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и для выдачи объектами микрогенерации заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии).
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявки в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 данных Правил, обязана разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
1) условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;
2) счет, предусмотренный пунктом 103 Правил;
3) технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
4) инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Факт нарушения Обществом требований пункта 105 Правил N 861 установлен судами и подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
Довод Общества о том, что энергопринимающие устройства Предпринимателя имеют технологическое присоединение к сетям ТСН "Лемболовские просторы - 1", был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен ими как не подтвержденный соответствующими доказательствами.
Как установлено судами, Управление в ходе административного расследования в целях проверки информации, представленной Обществом, направило в адрес Администрации муниципального образования "Куйвозовское сельское поселение" и ТСН "Лемболовские просторы - 1" соответствующие запросы. Из полученных ответов следует, что проект планировки территории ТСН "Лемболовские просторы - 1" не утверждался, участок Драгуна С.Ф. не может располагаться в границах ТСН "Лемболовские просторы - 1", учредителем или членом ТСН "Лемболовские просторы - 1" Драгун С.Ф. не является и не являлся.
Отклоняя довод Общества о наличии технологического присоединения со ссылкой на акт осмотра (обследования) электроустановки от 10.11.2020 (л.д. 46, оборот), суды отметили, что сам по себе акт осмотра в отсутствие каких-либо документов, подтверждающих надлежащее присоединение энергопринимающих устройств Предпринимателя к сетям ТСН "Лемболовские просторы - 1", таковым доказательством не является.
Судами также принято во внимание, что в настоящее время Обществом осуществляются мероприятия по спорному технологическому присоединению (выданы технические условия от 14.12.2020 о присоединении энергопринимающих устройств Драгуна С.Ф., выставлен счет на оплату от 14.12.2020 N 20-5143680).
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не мог ло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суды пришли к выводу о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами N 861 обязанности. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; несоблюдение Обществом пункта 105 Правил N 861 связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер для технологического присоединения объекта Предпринимателя.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Оценив все обстоятельства в совокупности, суды также констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения вменяемого правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А56-18650/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами N 861 обязанности. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным у судов не имелось; несоблюдение Обществом пункта 105 Правил N 861 связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер для технологического присоединения объекта Предпринимателя.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Оценив все обстоятельства в совокупности, суды также констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения вменяемого правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А56-18650/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2022 г. N Ф07-4260/22 по делу N А56-18650/2021