15 июня 2022 г. |
Дело N А56-44389/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от акционерного общества "Инженерно-энергетический комплекс" Юшковой Ю.С. (доверенность от 30.12.2021 N 7), от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Караваевой Н.А. (доверенность от 29.12.2021 N 21),
рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Инженерно-энергетический комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А56-44389/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Инженерно-энергетический комплекс", адрес: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Горбунки, дом 29, ОГРН 1184704015759, ИНН 4725005187 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Горбунки, дом 5А, ОГРН 1024702183494, ИНН 4720009036 (далее - Комитет), о взыскании 172 946 руб. 44 коп. задолженности за теплоснабжение нежилого помещения, расположенного по адресу: Ломоносовский район, поселок Большая Ижора, Приморское шоссе, дом 7, за период с сентября 2020 года по февраль 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ломоносовского района Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 09.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, Комитет является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области находятся нежилые помещения площадью 255,20 кв.м., расположенные в нежилом здании по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Большая Ижора, Приморское шоссе, дом 7.
Общество является ресурсоснабжающей организацией в Ломоносовском районе Ленинградской области.
Общество (теплоснабжающая организация) направило Комитету (абонент) для подписания договор теплоснабжения и поставки горячей воды N П-518/2-20-12Т, согласно условиям которого объектами теплопотребления являются спорные нежилые помещения.
Комитет подписанный договор в адрес Общества не вернул, мотивированный отказ от заключения не направил.
Полагая указанный договор заключенным с 01.06.2020, Общество производило Комитету начисления за тепловую энергию, поставленную в спорные нежилые помещения.
За период с сентября 2020 года по февраль 2021 года Общество начислило Комитету 172 946 руб. 44 коп. в качестве оплаты за потребленную тепловую энергию.
Комитет оплату поставленного ресурса не произвел.
Направленная Обществом в адрес Комитета претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что он предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя энергоресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные нежилые помещения находятся в собственности муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости представлена в материалы дела (листы дела 22-23).
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о том, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, поскольку не наделен самостоятельными полномочиями по содержанию имущества, находящегося в муниципальной собственности.
При этом суды не учли следующее.
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании статей 50 и 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 30.05.2011 N 33 утверждено Положение о Комитете (далее - Положение), а решением Совета депутатов муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 05.06.2019 N 24 - Порядок содержания недвижимого имущества казны муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Порядок N 24).
Согласно пункту 1.1 Положения и пункту 2.4 Порядка N 24 Комитет входит в структуру Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район, является отраслевым органом местного самоуправления, реализующим полномочиями муниципального района в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
В силу пункта 1.5 Положения Комитет обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своих полномочий, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, выступает истцом и ответчиком в судах, в том числе в арбитражном суде.
Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств местного бюджета Ломоносовского муниципального района, а также, по соглашению с поселениями, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых на реализацию функций по исполнению полномочий городских и сельских поселений в сфере имущественных отношений (пункт 1.6 Положения).
Имущество казны Ломоносовского муниципального района числится на балансе Комитета (пункт 1.7 Положения).
Таким образом, вопреки выводам судов двух инстанций Комитет входит в структуру Администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район и реализует полномочия муниципального района в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом за счет средств местного бюджета.
С учетом изложенного Комитет является лицом, представляющим интересы собственника муниципального имущества, входящего в казну муниципального образования.
Суд округа отмечает, что при рассмотрении дел N N А56-53467/2021, А56-53468/2021, А56-70343/2021, А56-70347/2021 и А56-70350/2021 по аналогичным спорам между теми же сторонами суды признали Комитет надлежащим ответчиком по иску.
Обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, а выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить представленный Обществом расчет задолженности, при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор, распределить судебные расходы сторон, в том числе понесенные при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А56-44389/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статей 50 и 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2022 г. N Ф07-5859/22 по делу N А56-44389/2021