20 июня 2022 г. |
Дело N А56-60468/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Лялягиной К.Л. (доверенность от 12.11.2020 N 321-20),
рассмотрев 15.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2022 по делу N А56-60468/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 08.06.2021 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-545/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 13.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2022, оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 300 000 руб.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В кассационной жалобе Общество ссылается на отсутствие вины в его действиях, поскольку исходя из наименования и цели технологического присоединения объекта, указанных Пятаковым Д.В. в заявке самостоятельно, а также характеристик объекта присоединения по договору, указанный объект не может относиться к энергопринимающему устройству, которое используется для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах податель жалобы полагает, что требования сетевой организации о получении разрешения органа Федерального государственного энергетического надзора обоснованны и соответствуют законодательству, действующему на дату заявки и заключения с Пятаковым Д.В. договора Также податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заявки Пятакова Д.В. от 18.03.2020 заключен договор от 29.06.2020 N ОД-ЮЭС-13575-20/6131-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства заявителя - вводное распределительное устройство (ВРУ) здания, используемого для сельскохозяйственных целей, которое расположено (будет располагаться) по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:90479 (далее - договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия.
Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт (пункт 3 технических условий); расстояние до сетей Общества составляет менее 500 метров (пункт 7.1 технических условий).
Согласно пункту 5 договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня заключения договора и истек 29.12.2020.
По результатам проверки обстоятельств, изложенных в обращении Пятакова Д.В. по факту нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в отношении Общества 28.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-545/2021.
Постановлением Управления от 08.06.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-545/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Управления и привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа до 300 000 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Для выполнения технологического присоединения необходимо провести мероприятия, указанные в пункте 18 Правил N 861.
В пункте 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности
В соответствии с пунктом 5 договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня заключения договора и истек 29.12.2020.
Из материалов дела следует, что по состоянию на момент поступления обращения Пятакова Д.В. (21.01.2021) в антимонопольный орган договор Обществом не исполнен.
Свои обязанности Общество выполнило 14.09.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 14.09.2021 N 380510.
Следовательно, Общество допустило нарушение пункта 16 Правил N 861 в части несоблюдения установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина ПАО "Россети Ленэнерго" установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доводы подателя жалобы о необходимости получения потребителем Пятаковым Д.В. разрешения Ростехнадзора поучили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции.
Судами также приняты во внимание представленные Обществом в материалы дела документы, завершающие процедуру технологического присоединения, а именно: акт технологического присоединения от 14.09.2021 N 380510, акт допуска прибора учета от 13.09.2021 N Д-150161, акт о выполнении технических условий от 13.09.2021 N 30-6131/АВ, в которых не указано на получение потребителем разрешения Ростехнадзора.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Признавая незаконным оспариваемое постановление от 08.06.2021 в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., суды руководствовались положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и правомерно исходили из того, что административный штраф в указанном размере является законным, обоснованным, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2022 по делу N А56-60468/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также приняты во внимание представленные Обществом в материалы дела документы, завершающие процедуру технологического присоединения, а именно: акт технологического присоединения от 14.09.2021 N 380510, акт допуска прибора учета от 13.09.2021 N Д-150161, акт о выполнении технических условий от 13.09.2021 N 30-6131/АВ, в которых не указано на получение потребителем разрешения Ростехнадзора.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Признавая незаконным оспариваемое постановление от 08.06.2021 в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., суды руководствовались положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и правомерно исходили из того, что административный штраф в указанном размере является законным, обоснованным, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2022 г. N Ф07-6365/22 по делу N А56-60468/2021