21 июня 2022 г. |
Дело N А56-73877/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом Новоселье" Ткаль О.С. (доверенность от 13.01.2022),
рассмотрев 21.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом Новоселье" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-73877/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом Новоселье" (195197, г. Санкт-Петербург, ул. Минеральная, д. 13, лит. А, пом. 47-Н, оф. 14; ОГРН 1177847262515; ИНН 7804604380; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1147847555107; ИНН 7842018964; далее - Комитет) от 08.07.2021 N 62-21 (ЭА).
Решением суда первой инстанции от 02.11.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Комитетом на основании распоряжения от 08.07.2021 N 62-21 (ЭА) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, г.п. Новоселье, ул. Невская, д. 10/5.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 08.07.2021 N 62-21 (ЭА), что Общество осуществляло расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в период с марта 2020 года по май 2021 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
При этом, как установил Комитет, многоквартирный дом общедомовыми приборами учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды оснащен, однако автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг не оснащен и общим собранием собственников помещений в доме решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не принято.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 01.09.2021 Комитет выдал Обществу предписание от 08.07.2021 N 62-21 (ЭА).
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого предписания, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как предусмотрено частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 208), а нормативы потребления холодной воды в целях содержания общего имущества для многоквартирных домов с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением - постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" (далее - Постановление N 199).
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что указанный многоквартирный дом оснащен общедомовыми приборами учета тепловой энергии, электрической энергии, холодной воды, но при этом автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг не оснащен.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, не принято.
В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что размер расходов собственников помещений указанного дома в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, должен определяться в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, утвержденных Постановлением N 208 и Постановлением N 199, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, как установлено апелляционным судом, расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в доме в период с марта 2020 года по май 2021 года, Общество осуществляло исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-73877/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом Новоселье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение, предусмотренное частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, не принято.
В связи с этим апелляционный суд пришел к выводу о том, что размер расходов собственников помещений указанного дома в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, должен определяться в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в доме, утвержденных Постановлением N 208 и Постановлением N 199, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, как установлено апелляционным судом, расчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества в доме в период с марта 2020 года по май 2021 года, Общество осуществляло исходя из показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, что является нарушением части 9.2 статьи 156 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2022 г. N Ф07-5346/22 по делу N А56-73877/2021