21 июня 2022 г. |
Дело N А56-16154/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Алешкевича О.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Верещагина Е.А. (доверенность от 10.03.2021),
рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу N А56-16154/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения и предписания от 30.11.2020 по жалобе N Т02-906/20.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мед Плюс", адрес: 192102, Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 63, лит. А, ОГРН 1107847292365, ИНН 7816495801 (далее - ООО "Мед Плюс").
Решением суда первой инстанции от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь, что ввиду отсутствия у ООО "Мед Плюс" права проведения обязательного психиатрического освидетельствования в порядке пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности", у него не было права на участие в оспариваемой закупочной процедуре. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии у ООО "Мед Плюс" права на антимонопольное обжалование положений закупочной документации. Кроме того, установленный организатором торгов порядок оценки заявок является законным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
УФАС и ООО "Мед Плюс" извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.10.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение N 32009637293 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по проведению психиатрических освидетельствований работников Общества (202163) (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена: 4 044 000 руб.
Закупка проводилась в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке N 1120004361 (присоединение к положению N 1120003984 Единый Стандарт закупок ПАО "Россети" версия 27 от 23.01.2019), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте в Реестре опубликованных положений, а также Документацией.
До истечения срока и времени подачи заявок ООО "Мед Плюс" обратилось в Управление с жалобой от 18.11.2020 N 41780-ЭП/20 на действия заказчика при организации и проведении Закупки, в которой указало на неправомерные действия организатора торгов, выразившееся в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников по критериям "Цена договора" и "Опыт оказания аналогичных услуг".
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, решением от 30.11.2020 по делу N Т02-906/20 признала ее обоснованной, а также нарушение в действиях организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки, допущенной путем установления в п. 1, 2 Приложения N 1 к разделу 2 Информационной карты Документации порядка оценки заявок участников по критериям "Опыт оказания аналогичных услуг" и "Стоимость договора".
На момент рассмотрения Управлением жалобы по существу договор заключен не был.
Предписанием от 30.11.2020 Управление обязало Общество совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении Закупки, путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, исполнить предписание в срок до 25.12.2020 и сообщить об этом в Управление с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно пункту 5.5.2 Документации в рамках проведения итогов осуществляется оценка и сопоставление заявок участников, допущенных до участия в закупке по результатам рассмотрения заявок. Заявки участников оцениваются исходя из критериев в порядке, установленном в Приложении N 1 к разделу 2 части II "Информационная карта закупки. Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки".
Согласно пункту 8 Информационной карты Документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении N 1 к разделу 2 части II "Информационная карта закупки. Отборочные критерии (требования). Документы, содержащие сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Состав заявки".
ООО "Мед Плюс" в жалобе указало на то, что установление в Документации применяемых Заказчиком формул для оценки заявки по критериям "Цена договора (60 %)" и "Опыт оказания аналогичных услуг (40 %)" предполагает разницу между шкалами оценки, а именно: складывается выраженное в процентах значение "Стоимость договора" и выраженное в 10-ти балльной шкале значение "Опыт оказания аналогичных услуг", результаты чего не соответствуют объявленным весовым значениям критериев. При этом значимость критериев в Документации установлена как 60 % и 40 % по соответствующим критериям.
В соответствии с п. 1 и п. 2 Приложения N 1 к разделу 2 Информационной карты Документации установлен порядок оценки заявок по критериям "Стоимость договора" и "Опыт оказания аналогичных услуг", для которых установлены весовые значения в 60 % и 40 % соответственно.
При этом итоговый рейтинг предложения рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки предложения, умноженных на их значимость.
Вместе с тем оценка по критерию "Опыт оказания аналогичных услуг" производится в соответствии с балльной системой (по количеству ранее исполненных договоров), а результатом оценки по критерию "Стоимость договора" является процентное число.
Исходя из установленных критериев и порядка оценки заявок, а также значимости критериев "Опыт оказания аналогичных услуг" и "Стоимость договора", УФАС и суды двух инстанций посчитали, что оценка заявок потенциальных участников Закупки фактически не может быть произведена надлежащим образом с применением единых итоговых показателей по критериям.
В настоящем случае изложенный порядок оценки заявок участников по критериям "Опыт оказания аналогичных услуг" и "Стоимость договора", в рамках которого применяются различные и несопоставимые показатели с учетом установленного порядка расчета, является ненадлежащим, служит возможным средством непрозрачности и необъективности оценок. Общество не отрицало в судах, что в других закупках в отношении критериев "Опыт оказания аналогичных услуг" и "Стоимость договора" использует и иной, более корректный с математической точки зрения, однозначный и прозрачный порядок подсчета.
Поступившая жалоба с учетом ее содержания обоснованно принята и рассмотрена Управлением согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.
С учетом конкретных обстоятельств дела суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу N А56-16154/2021 оставить без изменения, а кассационную публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
...
Поступившая жалоба с учетом ее содержания обоснованно принята и рассмотрена Управлением согласно требованиям Закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2022 г. N Ф07-7881/22 по делу N А56-16154/2021