29 июня 2022 г. |
Дело N А21-8249/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Россети Янтарь" Федоровой М.А. (доверенность от 01.01.2022 N 212-21), Жарниковой Ю.С. (доверенность от 01.01.2022 N 214-21),
рассмотрев 28.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А21-8249/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь" (ранее - акционерное общество "Янтарьэнерго"), адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-641/2021.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2022, постановление Управления изменено в части размера назначенного Обществу административного штрафа, который снижен до 700 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.11.2021 и постановление от 08.02.2022, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды неправильно применили положения пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); по смыслу указанного пункта Правил N 861 заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке в границах территории садоводства, должна была быть подана уполномоченным лицом от имени садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ); Правилами N 861 не предусмотрен такой порядок подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом СНТ; поступившая Обществу 13.04.2021 заявка Шацкого Андрея Сергеевича не подлежала исполнению сетевой организацией.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, с сопроводительным письмом от 10.04.2021 председателя СНТ "Солнышко" Пучкова Сергея Александровича Обществу поступила заявка Шацкого А.С. на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на садовом участке N 19в в СНТ "Солнышко" в городе Советске Калининградской области. Заявка на технологическое присоединение была подана в целях энергоснабжения нежилой постройки.
Общество зарегистрировало заявку 13.04.2021.
Письмом от 16.04.2021 N ЯЭ/19/2815 Общество в ответ на заявку от 13.04.2021 со ссылкой на пункт 8(5) Правил N 861 сообщило, что в целях технологического присоединения указанного объекта заявка должна быть подана непосредственно СНТ "Солнышко" через личный кабинет на портале электросетевых услуг Общества.
В поступившем в Управление 12.05.2021 заявлении Шацкий А.С. указал на незаконный отказ в рассмотрении его заявки и неправомерные действия сетевой организации, выразившиеся в ненаправлении ему проекта договора на осуществление технологического присоединения по заявке от 13.04.2021.
Управление, усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 8(5), 15 Правил N 861, определением от 11.06.2021 возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении N 039/04/9.21-641/2021 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Уполномоченным должностным лицом Управления 25.06.2021 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 05.07.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-641/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 1 000 000 руб. штрафа.
Суд первой инстанции признал доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, вместе с тем счел возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного Обществу штрафа, снизив его до 700 000 руб.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции и оставил его без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861. В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
Как указано в пункте 15 Правил N 861, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, действовавшей на момент подачи Шацким А.С. заявки на технологическое присоединение, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Из материалов дела видно, что заявка на технологическое присоединение от 13.04.2021 была заполнена от имени физического лица (Шацкого А.С.) и направлена с сопроводительным письмом председателя СНТ "Солнышко" от 10.04.2021.
Управление и суды первой и апелляционной инстанций посчитали соблюденным в рассматриваемой ситуации предусмотренный пунктом 8(5) Правил N 861 способ подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке в границах СНТ.
С учетом данного вывода Управление и суды констатировали неправомерное в нарушение пункта 15 Правил N 861 нерассмотрение Обществом заявки от 13.04.2021.
Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).
Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка Шацкого А.С. от 13.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя СНТ "Солнышко", в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только СНТ, и не предусматривала такого порядка обращения, как сопроводительное письмо СНТ к заявке физического лица.
Данная правовая позиция соответствует выводам, приведенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 305-ЭС21-26462.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А21-8249/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-641/2021.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка Шацкого А.С. от 13.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя СНТ "Солнышко", в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только СНТ, и не предусматривала такого порядка обращения, как сопроводительное письмо СНТ к заявке физического лица.
Данная правовая позиция соответствует выводам, приведенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 305-ЭС21-26462.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2022 г. N Ф07-7787/22 по делу N А21-8249/2021