29 июня 2022 г. |
Дело N А05-5520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А05-5520/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск", адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 52, оф. 424, пом. 13,14,15, ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер", адрес: 163002, Архангельская обл., г. Архангельск, Новгородский пр., д. 28, ОГРН 1022900543214, ИНН 2901052897 (далее - Учреждение), о взыскании 450 015 руб. 96 коп. платы, начисленной за июль 2019 года за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций и 105 407 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 11.05.2021, с ее последующим начислением, начиная с 12.05.2021 по день фактической оплаты основной задолженности.
Решением от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 15.11.2021 и постановление апелляционного суда от 17.03.2022.
По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не запросил у организации водопроводно-канализационного хозяйства "показатели качества питьевой воды" за которыми ведется контроль.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Учреждение (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 19.02.2019 N 2-52.3 (далее - Договор), по которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном Договором.
Организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Организация ВКХ хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункты "в" и "с" пункта 12 Договора).
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются в форме согласно приложению 4 и схеме разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водопровода и хозяйственно-бытовой канализации, приведенной в приложении 11 к Договору.
Согласно приложениям к Договору отпуск воды и прием сточных вод осуществляется на объекты абонента по адресу: пр. Новгородский, д. 28, и ул. Шабалина, д. 28, корп. 1, в г. Архангельске.
В приложении 11 к Договору стороны определили место отбора сточных вод по объекту: пр. Новгородский, д. 28, - контрольный колодец N 1, место расположения которого обозначено на схеме.
Общество в присутствии представителя Учреждения в рамках контроля состава и свойств сточных вод 17.07.2019 произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения, из канализационного колодца N 1.
По результатам отбора проб составлен акт отбора от 17.07.2019 N 169-ПДК/19, согласно которому из контрольного колодца отобраны две пробы: одна - объемом 1,5 л для проверки сточных вод по контролируемым показателям: взвешенные вещества, фосфат-ион, аммоний-ион, pH; вторая - объемом 1,0 л для проверки сточных вод по показателям: БПК5, ХПК, АПАВ.
Отобранные пробы сточных вод переданы Обществом для исследования в испытательный центр контроля качества воды муниципального унитарного предприятия "Водоочистка".
В соответствии с протоколом испытаний от 22.07.2019 N 2.362 по показателю СПАВ установлено превышение сброса загрязняющих веществ в 20 раз по сравнению с нормативно установленным.
Общество начислило Учреждению плату за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему канализации и выставило счет от 31.07.2019 N РВ-ПДК503 на сумму 450 015 руб. 96 коп., который Учреждением не оплачен.
В рамках досудебного урегулирования спора Общество направило в адрес Учреждения претензию от 12.08.2019 N 5659/19Р с требованием внести плату за залповый сброс сточных вод. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Поскольку Учреждение не внесло плату за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 в редакции, действующей в спорный период (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 в редакции, действующей в спорный период, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В спорный период нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были установлены постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 N 87 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Постановление N 87).
Во исполнение Постановления N 1310 издан Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на территории Архангельской области, утвержденный постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па (далее - Порядок N 132-па).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом деле Общество взыскивает с Учреждения плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций, порядок исчисления и взимания которого в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Архангельской области - Порядком N 132-па и Постановлением N 87.
Постановлением N 87 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск". Согласно пункту 5 нормативов, утвержденных Постановлением N 87, нормативная допустимая концентрация СПАВ составляет 0,04 мг/л.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 132-па залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в июле 2019 года Учреждение допустило залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ по показателю "СПАВ". Данные обстоятельства подтверждаются актом отбора проб от 17.07.2019 N 169-ПДК/19, протоколом испытаний от 22.07.2019 N 2.362.
Суды проверили расчет платы, произведенный истцом, и признали его соответствующим действующему законодательству. Ответчик контррасчет платы не представил, документально расчет истца не опроверг.
Установив, что Общество своевременно не внесло плату за залповый сброс загрязняющих веществ, и руководствуясь пунктом 30 Правил N 644, суды признали обоснованным требование Общества о взыскании с ответчика 105 407 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 11.05.2021, с ее последующим начислением, начиная с 12.05.2021 по день фактической оплаты основной задолженности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А05-5520/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 в редакции, действующей в спорный период, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
...
Установив, что Общество своевременно не внесло плату за залповый сброс загрязняющих веществ, и руководствуясь пунктом 30 Правил N 644, суды признали обоснованным требование Общества о взыскании с ответчика 105 407 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 11.05.2021, с ее последующим начислением, начиная с 12.05.2021 по день фактической оплаты основной задолженности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2022 г. N Ф07-8334/22 по делу N А05-5520/2021