30 июня 2022 г. |
Дело N А56-24365/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стрела" Байкалова А.В. (доверенность от 04.02.2021),
рассмотрев 27.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-24365/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стрела", адрес: 194358, Санкт-Петербург, пр-т Энгельса, д. 154, лит. А, 1-Н, пом. 199, ОГРН 1109847038344, ИНН 7804451542 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), по непредоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков общей площадью 27,9751 га: лесной участок общей площадью 20,9254 га с кадастровым номером 47:01:0000000:2/437 в аренду на срок до 01.10.2030, местоположение лесного участка: Ленинградская обл., муниципальное образование "Кировский район", Кировское лесничество, Мгинское участковое лесничество (южная часть) квартал N 145 часть выдела 37, N 156 части выделов 8, 9, 32, N 157 выделы 6, 12, 13, 18, части выделов 1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 27, N 166 части выделов 1, 25 (далее - Участок 437); лесной участок общей площадью 7,0497 га с кадастровым номером 47:01:0000000:2/438 в аренду на срок до 01.10.2030, местоположение лесного участка: Ленинградская обл., муниципальное образование "Кировский район", Кировское лесничество, Шумское участковое лесничество квартал N 223 части выделов 3, 4 (далее - Участок 438), об обязании Комитета заключить договоры аренды лесных участков общей площадью 27,9751 га: Участок 437 в аренду на срок до 01.10.2030; Участок 438 в аренду на срок до 01.10.2030 без проведения торгов.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для заключения договоров аренды лесного участка в связи с отсутствием соответствующих решений правительства Ленинградской области, при устранении замечаний в процессе согласования установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги. Комитет, указывая на принадлежность территории испрашиваемого в аренду лесного участка к особо защитным участкам лесов и на ее расположение в непосредственной близости от населенного пункта (деревня Иваново Мгинского городского поселения Кировского района Ленинградской области), утверждает, что размещение карьеров и добыча полезных ископаемых на спорном участке противоречит лесному законодательству, несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов, а также создает угрозу здоровью местного населения.
Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества возразил против доводов кассационной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47218 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков прочих на месторождении "Лезье". Участок недр расположен в Кировском районе Ленинградской области, имеет статус горного отвода.
Дата окончания действия лицензии - 01.10.2030. Лицензия зарегистрирована в Комитете 10.09.2015.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 17.04.2019 о предоставлении образованных лесных участков в аренду без торгов с приложением соответствующих документов: распоряжение Комитета от 31.08.2018 N 1916 об утверждении проектной документации лесного участка; проектная документация лесного участка от 14.05.2018 N 51; проектная документация лесного участка от 14.05.2018 N 52; горноотводный акт от 15.11.2017 N 45; протокол заседания территориальной комиссии Комитета по согласованию технических проектов разработки месторождений от 13.07.2017 N 24/К-13.07.17/ЛО.
В письме от 25.08.2020 исх. N 01-10036/2019-1 Комитет со ссылкой на Лесохозяйственный регламент Кировского лесничества, подпункт 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), указал, что территория испрашиваемого в аренду лесного участка расположена в границах участков лесов шириной 1 километр вокруг населенного пункта деревня Иваново Мгинского городского поселения Кировского района Ленинградской области. В связи с тем, что использование испрашиваемого в аренду лесного участка в заявленных целях не соответствует лесохозяйственному регламенту Кировского лесничества, принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка.
Ссылаясь на незаконность уклонения Комитета от заключения договоров аренды лесного участка без торгов, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и обязал Комитет заключить договоры аренды лесных участков без торгов.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 2); в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд (пункт 3).
В соответствии со статьей 7 Закона N 2395-1 участки недр предоставляются в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) перечислены виды использования лесов, в том числе выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11).
В силу части 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 73.1 ЛК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статье 39.17 ЗК РФ.
Как установлено пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам проверки, в частности, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и его подписание, а также направляет проект договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение, в котором должны быть указаны все основания отказа, заявителю (подпункт 3).
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 28.05.2018 N 29-пг, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в том числе: запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Как следует из материалов дела, в целях определения предмета аренды была разработана проектная документация лесного участка, представленная впоследствии в Комитет для утверждения. Распоряжением от 31.08.2018 N 1916 Комитетом утверждена проектная документация лесного участка, образуемого в целях предоставления в аренду Обществу. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 06.10.2020 лесной участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:01:0000000:2, учетный номер части 47:01:0000000:2/437 (площадь 20,9254 га), а также учетный номер части 47:01:0000000:2/438 (площадь 7,0497 га).
Судами установлено, что Участки 437 и 438 соответствуют распоряжениям, утвердившим площадь земельного участка из категории земель лесного фонда, необходимого для разработки участка месторождения, для размещения карьера и предусмотренного в утвержденном в установленном порядке техническом проекте разработки месторождения.
В силу пункта 5 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования), характеристика проектируемого лесного участка должна составляться на основании данных государственного лесного реестра (далее - ГЛР), а также натурного обследования проектируемого лесного участка (при необходимости). В случае несоответствия натурного обследования проектируемого лесного участка данным ГЛР составляется акт несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.
Согласно пункту 6 Требований схема расположения проектируемого лесного участка (далее - Схема) должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка). Подготовка схемы осуществляется с учетом данных ГЛР, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении ЕГРН.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не допускается расхождение площади лесного участка, указанной в утвержденной проектной документации лесного участка, с площадью земельного участка, определенной с учетом установленных федеральным законом требований, более чем на десять процентов.
Суды двух инстанций установили, что раздел III проектной документации лесного участка "Характеристики лесного участка" (пункт 5) не содержит сведений о наличии особо защитных участков лесов. Суды сочли, что доводы Комитета, приведенные в обоснование отказа в предоставлении участков в аренду, не могут быть признаны обоснованными, поскольку Комитетом не указаны характер, площадь, места пересечения или отклонения с границами участка недр. Необходимый акт несоответствия в порядке пункта 5 Требований и пункта 1.4 приказа Комитета от 02.04.2020 N 17 не составлялся. Кроме того, доказательств, подтверждающих наличие точек выхода границ испрашиваемых Обществом участков за пределы участка горного отвода, Комитетом не представлено. При этом Комитет не оспаривает характеристики местонахождения участка согласно документам заявителя, сформированным, в том числе, на основании сведений из ЕГРН и ГЛР.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 3 статьи 9 АПК РФ арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон необходимо иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
В распоряжении Комитета от 31.08.2018 N 1916 об утверждении проектной документации лесного участка 20,9254 га значится: целевое назначение лесов - защитные леса; категории защитных лесов - ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
В самой проектной документации лесного участка от 14.05.2018 N 51 значится: защитные леса, ценные леса. На защитные леса указано и в разделе III "Характеристика лесного участка" проектной документации.
В распоряжении Комитета от 31.08.2018 N 1915 об утверждении проектной документации лесного участка площадью 7,0497 га значится: целевое назначение лесов: эксплуатационные леса.
В самой проектной документации лесного участка от 14.05.2018 N 52 значится: эксплуатационные леса, ценные леса. На эксплуатационные леса указано и в разделе III "Характеристика лесного участка" данной проектной документации.
Таким образом, сторонами не отрицалось, что согласно представленным документам рассматриваемые Участки имеют различное целевое назначение, в том числе Участок 437 имеет целевое назначение лесов - защитные леса; категории защитных лесов - ценные леса (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов).
Согласно части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
К ценным лесам относятся леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение (часть 1 статьи 115 ЛК РФ).
Согласно статье 117 ЛК РФ к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 119 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции участки лесов шириной 1 километр вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ относятся к особо защитным участкам лесов.
В пункте 3 Условия пользования недрами (приложение 1 к лицензии) прямо указано, что месторождение расположено в 12 км к югу-юго-востоку от ст. Мга, между деревнями Лезье и Иваново.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Частью 1 статьи 70 АПК РФ установлено, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций на всех стадиях арбитражного процесса должны содействовать достижению сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях, проявлять в этих целях необходимую инициативу, использовать свои процессуальные полномочия и авторитет органа судебной власти.
Согласно части 3 статьи 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Комитет настаивает, что испрашиваемые лесные участки находятся в границах лесов, отнесенных к особо защитным участкам лесов, расположены в границах участков лесов шириной 1 километр вокруг населенного пункта деревня Иваново Мгинского городского поселения Кировского района Ленинградской области. Границы населенного пункта деревня Иваново Мгинского городского поселения Кировского района Ленинградской области внесены в ЕГРН.
Комитет считает, что наличие лицензии на право пользования участком недр наделило заявителя лишь исключительным правом на получение земельного участка без проведения торгов, но никоим образом не повлекло возникновения безусловной обязанности у уполномоченного органа предоставить такой участок в нарушение условий и ограничений, предусмотренных лесным законодательством. Отсутствие решения уполномоченного органа об утверждении особо защитных участков лесов вокруг населенных пунктов не означает, что требования Лесоустроительной инструкции в отношении этих населенных пунктов не действуют, поскольку иное существенно нарушало бы права лиц, проживающих в указанных населенных пунктах, в том числе на защиту безопасности и здоровья от негативного воздействия добычных работ.
Представитель Общества не отрицал, что ключевым вопросом, имеющим юридическое значение для разрешения спора, согласно позиции Комитета и выводам судов является соблюдение ограничений, установленных подпунктом 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции. При этом стороны по данному вопросу представили односторонне составленные схемы-рисунки, сделав по ним противоречивые выводы.
При этом сведения об удаленности объекта от населенных пунктов не относятся к не подлежащим расчету. В такой ситуации противоречивости доказательств суды первой и апелляционной инстанций, не обладая специальными познаниями и квалифицированным заключением в деле, не устранили указанное наличием доказательства, источниками, методами и квалификацией составителя отвечающего, в частности, требованиям Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу указанного по делу не установлены обстоятельства, которые имеют существенное значение и могли повлиять на результат рассмотрения спора, что привело к принятию необоснованного и преждевременного решения по существу. Нижестоящие суды ограничились формальной оценкой доказательств, не учли необходимость исключения сомнений в соблюдении публичного порядка и общественных интересов (населения близлежащих мест). По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
В связи с вышеизложенным обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, устранить отмеченные недостатки, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, полно и всесторонне исследовать представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-24365/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.