04 июля 2022 г. |
Дело N А56-13180/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СтройТрансИндустрия" Соколова М.В. (доверенность от 18.04.2022), Межонова Д.Ю. (доверенность от 26.11.2021 N 12), от общества с ограниченной ответственностью "Сэтл Строй" Нечаевой Ю.В. (доверенность от 01.07.2022 N 14ю), от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Каменка" Кузнецовой О.Ю. (доверенность от 01.07.2022 N 14ю),
рассмотрев 04.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сэтл Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А56-13180/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройТрансИндустрия", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, часть пом. 54-Н, комн.19, ОГРН 1187847239161, ИНН 7811705847 (далее - ООО "СТИ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сэтл Строй", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 3, корп. 1, стр. 1, оф. 507, ОГРН 1077847600445, ИНН 7810489897 (далее - ООО "Сэтл Строй"), о взыскании 7 293 035 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Каменка", адрес: 197342, Санкт-Петербург, наб. Ушаковская, д. 3, корп. 1, стр. 1, оф. 616, ОГРН 1137847261474, ИНН 7810447512 (далее - ООО "СК "Каменка").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Сэтл Строй", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает, что обязанность по оплате дополнительных работ у него не возникла, поскольку подрядчиком не соблюден предусмотренный договором порядок согласования и выполнения дополнительных работ, а также порядок их сдачи-приемки. Одновременно заявитель ссылается на то, что судами не дана правовая классификация взыскиваемой суммы и не определено основание взыскания задолженности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Сэтл Строй" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "СТИ" возражал против ее удовлетворения.
Представитель ООО СК "Каменка" в судебном заседании поддержал доводы подателя жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между ООО "СТИ" (подрядчиком) и ООО "Сэтл Строй" (генеральный подрядчиком) был заключен договор подряда от 01.07.2019 N К9-КТ1 (далее - договор), по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить строительно-монтажные работы по разработке котлована, а также оформлению исполнительной документации и участию в приемке выполненных работ заказчику.
ООО "СТИ" выполнило работы, предусмотренные договором подряда, а именно: разработало котлован с техническими характеристиками, прямо предусмотренными договором. Передача результата работ последующему подрядчику оформлена актами приема-передачи фронта работы последующим подрядчикам. Генеральный подрядчик участвовал в передаче результата работ последующему подрядчику, что отражено в актах. Указанные акты расцениваются как акт приема-передачи результата работ от ООО "СТИ" к ООО "Сэтл Строй" и дальше от ООО "Сэтл Строй" - ООО СК "Каменка" (последующему подрядчику). Указанные акты содержат отметки о выполнении работ с надлежащим качеством.
Актами приема-передачи фронта работы ООО "СТИ" передало ООО "Сэтл Строй" результат работ подрядчика, который выполнял работы по устройству свайного поля.
Исполнительная документация, выполненная ООО "СТИ" и согласованная ООО "Сэтл Строй", состоит из схем поверхности земли до начала земляных работу схем поверхности котлована, схем поверхности после погружения свай и схем после доработке основания котлована.
Согласно актам передачи фронта работы от ООО "СТИ" последующим подрядчикам, актам передачи фронта работы от подрядчиков обратно ООО "СТИ", а также исполнительных схем работы выполнялись участниками строительного процесса в следующем порядке: ООО "СТИ" разработало котлован и передало его ООО "Сэтл Строй", который одновременно передал его подрядчику ООО "ТСС" для устройства свайного поля; смежным подрядчиком (ООО "ТСС") были выполнены работы по устройству свайного поля, в процессе выполнения которых произошел выпор грунта, что повлекло повышение уровня основания котлована.
Так как в ходе выполнения работ, предусмотренных договором, у ООО "Сэтл Строй" возникла необходимость выполнения дополнительных работ на объекте, не указанных в техническом задании к договору, 06.09.2019 генеральный подрядчик направил подрядчику письмо с поручением выполнить дополнительные работы по выборке кирпичного боя до проектных отметок, на отсеке 3 автостоянки 2, а 21.10.2019 - письмо с поручением выполнить дополнительные работы по выборке кирпичного боя до проектных отметок, на отсеках 1 и 2 автостоянки 2, а также на жилых секциях N 1, N 6, N 7, N 8 и N 10.
Указанными письмами подтверждается, что работы по выборке кирпичного боя расцениваются сторонами договора как дополнительные по отношению к работам, являющимися предметом договора.
Дополнительные работы по выборке кирпича (доработке) основания котлована подрядчиком были выполнены.
Должностными лицами генерального подрядчика подписан акт от 17.02.2020 о необходимости внесения изменений в расчет стоимости выполненных ООО "СТИ" работ. Указанный акт содержит сведения об изменении видов и объема выполненных истцом работ.
В связи с отказом генерального подрядчика от оплаты выполненных дополнительных работ, подрядчик направил в адрес ООО "Сэтл Строй" претензию от 16.12.2020 N 106 с требованием оплатить задолженность.
Поскольку указанная претензия была оставлена ООО "Сэтл Строй" без удовлетворения, ООО "СТИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов ответчика, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
В силу пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Согласно пункту 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Из совокупности положений пункта 5 статьи 709 и пунктов 3 и 4 статьи 743 ГК РФ следует, что оплате подлежат лишь те дополнительные работы, которые были согласованы с заказчиком.
При этом, как правомерно отмечено судами, по смыслу статьи 743 ГК РФ отсутствие подписанного дополнительного соглашения по дополнительным работам, выполненным ООО "СТИ" с согласия генерального подрядчика, не лишает подрядчика права требовать оплаты работ.
Как установлено судами, необходимость выполнения дополнительных работ и изменения объемов работ была обнаружена не ООО "СТИ", а ООО "Сэтл Строй", которое инициировало начало производства дополнительных работ (письма с просьбой выполнить работы) с соответствующим допуском подрядчика к выполнению этих работ (акты передачи фронта работы), а также фиксацией результата выполнения этих работ (исполнительные схемы).
Кроме того, судами принято во внимание, что переписка по электронной почте в период с января 2020 года по июль 2020 года содержит сведения о процессе согласования стоимости дополнительно выполненных истцом работ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорные дополнительные работы выполнены по поручению ответчика, который давал соответствующие указания истцу, в связи с чем на последнего не могут быть возложены негативные последствия уклонения ответчика от формального заключения дополнительного соглашения к договору.
Доводы ответчика об отсутствии полномочий на подписание писем-поручений, а также ссылки на подписание вышеуказанных актов неуполномоченными лицами были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку о фальсификации указанных писем, а также действий по оспариванию действий должностных лиц, подписавших письма, в суде первой инстанции ответчик не заявлял.
Само по себе выявление заказчиком факта необходимости выполнения дополнительных работ и прямое обращение к подрядчику с просьбой выполнить эти работы (оферта) является основанием для принятия решения подрядчиком о выполнении указанных работ (акцепт).
Как правомерно указал апелляционный суд, при добросовестной реализации своих прав ответчик при обнаружении выполнения не обусловленных сторонами работ, должен был прекратить их выполнение направлением соответствующих уведомлений/требований.
Отдельно судом принято во внимание, что ответчик два раза передавал площадку истцу: первый раз для выполнения работ, являющихся предметом договора, а второй раз (после выполнения свайных работ) для выполнения дополнительных работ; дополнительные работы выполнялись продолжительные период времени и не знать о факте их выполнения было невозможно; ответчик принял площадку после выполнения дополнительных работ по соответствующим актам.
Таким образом, даже если предположить, что оформление писем было с нарушением объема полномочий подписанта писем, действия ответчика говорят о признании действий подписанта в интересах ответчика, принятии сути писем, реализации указанных в них действий.
Вместе с тем ответчик, поручив выполнение дополнительных работ и гарантировав их оплату, отказался от оплаты выполненных работ, сославшись на отсутствие полномочий лиц, согласовавших выполнение дополнительных работ, а также отсутствие дополнительного соглашения.
Довод кассационной жалобы о нарушении порядком сдачи-приемки выполненных дополнительных работ также отклонен судами, с учетом того, что действующее законодательство не содержит требований к форме оформления результатов выполненных работ, в связи с чем факт приемки выполненных работ ООО "СТИ" надлежащим образом доказан.
Суд апелляционной инстанции также верно указал, что положения и основы гражданского права не связывают обязательство по оплате работ с фактом оформления приемки работ. Даже сам факт приемки работ не является исключительным для оплаты выполненных работ. В настоящих правоотношениях факт приемки работ подтверждается не документами, предусмотренными условиями договора, а фактической приемкой. Результат работ был принят ООО "Сэтл Строй" и одновременно передан последующему подрядчику для выполнения монолитных работ.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в рассматриваемом случае истец приступил к выполнению дополнительных работ не по собственной инициативе, как это обусловлено пунктами 3 и 4 статьи 743 ГК РФ, а после получения от ответчика указаний о необходимости их выполнения и согласования последним видов и объемов дополнительных работ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что формальное отсутствие подписанного между сторонами дополнительного соглашения к договору не освобождает ответчика от оплаты фактически согласованных сторонами дополнительных работ по договору, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Оснований не согласится с приведенными выводами судов по доводам кассационной жалобы у суда округа не имеется.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022 исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по настоящему делу приостановлено до окончания производства по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А56-13180/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сэтл Строй" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А56-13180/2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сэтл Строй", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д.3, корп.1, стр.1, оф.507, ОГРН 1077847600445, ИНН 7810489897 с депозитного счета Арбитражного суда Северо-Западного округа денежные средства в сумме 7 293 035 руб. 85 коп., перечисленные по платежному поручению от 04.04.2022 N 10804.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о нарушении порядком сдачи-приемки выполненных дополнительных работ также отклонен судами, с учетом того, что действующее законодательство не содержит требований к форме оформления результатов выполненных работ, в связи с чем факт приемки выполненных работ ООО "СТИ" надлежащим образом доказан.
Суд апелляционной инстанции также верно указал, что положения и основы гражданского права не связывают обязательство по оплате работ с фактом оформления приемки работ. Даже сам факт приемки работ не является исключительным для оплаты выполненных работ. В настоящих правоотношениях факт приемки работ подтверждается не документами, предусмотренными условиями договора, а фактической приемкой. Результат работ был принят ООО "Сэтл Строй" и одновременно передан последующему подрядчику для выполнения монолитных работ.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в рассматриваемом случае истец приступил к выполнению дополнительных работ не по собственной инициативе, как это обусловлено пунктами 3 и 4 статьи 743 ГК РФ, а после получения от ответчика указаний о необходимости их выполнения и согласования последним видов и объемов дополнительных работ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что формальное отсутствие подписанного между сторонами дополнительного соглашения к договору не освобождает ответчика от оплаты фактически согласованных сторонами дополнительных работ по договору, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022 исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по настоящему делу приостановлено до окончания производства по кассационной жалобе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июля 2022 г. N Ф07-5276/22 по делу N А56-13180/2021