07 июля 2022 г. |
Дело N А66-1948/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
рассмотрев 04.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Калязинский городской жилфонд" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А66-1948/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Атомэнергосбыт", адрес: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Калязинский городской жилфонд", адрес: 171573, Тверская область, город Калязин, поселок Рыбзавода, дом 2Б, ОГРН 1096910000131, ИНН 6925008647 (далее - Компания), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 560 732 руб. 62 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 20.03.2017 N 6940100420 (далее - Договор) за сентябрь - октябрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды не исследовали вопросы о противоречии условий Договора образовавшейся задолженности, а также законности и обоснованности ввода приборов учета в эксплуатацию; вывод суда первой инстанции об обязанности Компании производить расчет за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды по приборам учета электрической энергии противоречит условиям Договора; из условий Договора следует, что расчет должен быть произведен по нормативу потребления; Компания выполнила свои обязательства по оплате поставленной электрической энергии; согласно Договору и дополнительному соглашению от 01.03.2019 N 1 объем электрической энергии определяется по нормативу; спорные приборы учета установлены сторонними организациями, не имеющими отношения к Компании и спорным многоквартирным домам, без уведомления Компании и собственников многоквартирных домов; Компании неясно, для каких целей установлены спорные приборы учета, какое отношение к ним имеет Общество, в материалах дела отсутствует информация о передаче Обществу этих приборов учета; Общество не предъявило собственникам помещений спорных домов требование о возмещении затрат на установку спорных приборов учета; таким образом, спорная задолженность касается непосредственно собственников помещений спорных многоквартирных домов, следовательно, Компания является ненадлежащим ответчиков по делу; необоснован вывод суда первой инстанции о том, что расчет Общества Компанией не опровергнут, так как к отзыву на иск Компания приложила расчет и подтверждение оплаты; Компания сомневается в достоверности учета коммунальных ресурсов и неоднократно направляла Обществу запросы о разъяснении происхождения задолженности, однако Общество по запросам не привело документального обоснования; при заключении Договора Обществу было известно об установленных общедомовых приборах учета, следовательно, Общество, заключив Договор на иных условиях, сознательно не производило по ним расчеты; Общество не уведомило Компанию о том, что расчет будет производиться способом, не предусмотренным Договором; таким образом, Общество лишило Компанию возможности урегулировать взаимоотношения Компании и собственников помещений многоквартирных домов; Общество не доказало, что спорные общедомовые приборы учета являются расчетными.
Кассационная жалоба и определение о ее принятии к производству размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тверской области.
Общество (гарантирующий поставщик) и Компания (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался продавать электрическую энергию, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, исполнителю на общедомовые нужды многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется поставка электрической энергии и указанных в приложении N 1 к Договору, а исполнитель обязался оплачивать электрическую энергию в соответствии с условиями Договора.
Перечень точек поставки приведен в приложении N 2 к Договору.
Порядок определения объемов поставляемой электрической энергии установлен в разделе 4 Договора.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора объем поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется на основании показаний таких приборов учета, указанных в приложении N 2 к Договору.
Объем поставленной электрической энергии в многоквартирные дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, указанными в приложении N 2 к Договору, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.2 Договора).
В сентябре - октябре 2020 года Общество поставило электрическую энергию на общедомовые нужды, которую Компания не оплатила.
В претензии от 24.11.2020 N 69-63/518 Общество просило Компанию погасить 604 818 руб. 64 коп. задолженности по Договору за сентябрь - октябрь 2020 года.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что разногласия сторон возникли относительно способа определения объема поставленной по Договору электрической энергии. Общество произвело расчет на основании общедомовых приборов учета, Компания полагала, что расчет должен производиться по нормативу потребления.
Установив, что спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, суд пришел к выводу о том, что объем поставленной электрической энергии в дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, должен определяться на основании показаний этих приборов учета, в связи с чем удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Так как электрическая энергия по Договору поставлялась в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются положения жилищного законодательства Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 Правил N 354 (подпункты "а", "б" пункта 31 Правил N 354).
В силу подпункта "а" пункта 32 Правил N 354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"): расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что при определении объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, Общество правомерно использовало данные общедомовых приборов учета, установленных в спорных жилых домах.
Суды установили, что приборы учета допущены в эксплуатацию и в дальнейшем прошли проверку.
Исходя из положений жилищного законодательства, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным. Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
При изложенном следует, что отсутствие в приложении N 2 к Договору указания на наличие в ряде многоквартирных жилых домов допущенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета, как и отсутствие актов о передаче этих приборов учета собственникам для включения в состав общедомового имущества, не может являться основанием для применения в отношении таких жилых домов расчетного способа определения объема потребленного ресурса.
В кассационной жалобе Компания указала на наличие сомнений относительно достоверности расчета объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, указав на то, что при наличии у собственников помещений прямых договоров Компания не является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств перехода собственников жилых помещений на прямые договоры с Обществом, следовательно, Компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е(1)" и "е(2)" пункта 31 Правил N 354, пункта 3.1.6, 3.1.10 Договора обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Также из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 и пункта 3.1.11 Договора следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Доказательств неисправности общедомовых приборов учета в материалы дела не представлено.
Контррасчет поставленной в спорном периоде электроэнергии, основанный на показаниях общедомовых приборов учета, Компания не представила.
При наличии в спорных домах приборов учета суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что расчет поставленной по Договору электрической энергии должен производиться на основании приборов учета, в связи с чем обоснованно удовлетворили иск.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А66-1948/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Калязинский городской жилфонд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Компания указала на наличие сомнений относительно достоверности расчета объема электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, указав на то, что при наличии у собственников помещений прямых договоров Компания не является исполнителем коммунальных услуг.
Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств перехода собственников жилых помещений на прямые договоры с Обществом, следовательно, Компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е(1)" и "е(2)" пункта 31 Правил N 354, пункта 3.1.6, 3.1.10 Договора обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Также из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 и пункта 3.1.11 Договора следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А66-1948/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Калязинский городской жилфонд" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2022 г. N Ф07-7292/22 по делу N А66-1948/2021