08 июля 2022 г. |
Дело N А05-13431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
рассмотрев 04.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу N А05-13431/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные коммунальные системы", адрес: 163069, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 81, офис 310, ОГРН 1142901009327, ИНН 2901250948 (далее - Компания), об обязании провести ремонтно-восстановительные работы деревянного тротуара путем устранения разрушений деревянного (дощатого) настила у многоквартирного дома 83 по улице Володарского в городе Архангельске (далее - МКД) в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: нормативные условия для проживания в здании, признанном аварийным, подразумевают проведение в нем работ по подготовке к весенне-летней и зимней эксплуатации, а также наладке инженерного оборудования; проведение ремонтно-восстановительных работ деревянных тротуаров путем устранения разрушений деревянного (дощатого) настила не входят в перечень, содержащийся в пункте 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); в связи с изложенным в данном случае проведение таких работ не является обязанностью Компании; деревянные тротуары не входят в состав внутридомовых инженерных систем; Компания не согласна с выводом судов о том, что управляющая организация должна выполнять текущие работы, обеспечивающие безопасность проживания в подобном доме, так как сам факт признания дома аварийным и подлежащим сносу предполагает наличие прямой опасности для граждан, проживающих в таком доме; устранением опасности в данном случае является расселение дома и его последующий снос.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, представили в суд ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Компания на основании договора управления от 01.02.2020 N 3929р осуществляет управление МКД.
В письме от 25.10.2021 N 31-12/6643 Администрация просила Компанию привести в надлежащее состояние придомовой тротуар, расположенный у МКД.
В ответном письме от 25.10.2021 N 394-46/10 Компания указала, что земельный участок под МКД, не сформирован, то есть не включает в состав общего имущества МКД придомовую территорию с указанным тротуаром; данный участок находится в зоне ответственности администрации Ломоносовского округа города Архангельска.
В связи с отказом Компании провести ремонтно-восстановительные работы тротуара у МКД Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что МКД признан аварийным и подлежащим сносу.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, указав на то, что несмотря признание МКД аварийным и подлежащим сносу, Компания как управляющая организация должна выполнять текущие работы, обеспечивающие безопасность проживания в МКД.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, Компания осуществляет управление МКД.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил N 491).
Распоряжением Администрации от 02.11.2016 N 3141р МКД признан аварийным и подлежащим сносу, расселение МКД установлено до января 2020 года.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, распоряжением Администрации от 05.11.2019 N 3919р срок расселения МКД продлен до 31.12.2025, однако МКД включен в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", в связи с чем расселение МКД планируется осуществить в срок до 30.09.2024.
В соответствии с пунктом 2.3.7 Правил N 170 в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (пункт 2.6.2 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать: промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод; систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети; общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед (пункт 3.6.27 Правил N 170).
В приведенных пунктах 2.6.2 и 3.6.27 Правил N 170 отсутствует непосредственное указание на необходимость управляющей организации проводить ремонтно-восстановительные работы деревянного тротуара.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, в приложении N 7 к Правилам N 170 приведен Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, из пункта 17 которого следует, что к таким работам относится ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Материалами дела подтвержден и ответчиком не оспорен факт неудовлетворительного состояния спорного тротуара.
Учтя изложенные нормы права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, несмотря на признание МКД аварийным и подлежащим сносу, в связи чем обеспечение благоприятных условий проживания в нем затруднительно, Компания как управляющая организация должна выполнять текущие работы, обеспечивающие безопасность проживания в подобном доме, так как расселение МКД планируется осуществить в срок до 30.09.2024.
Приняв во внимание необходимость в рассматриваемом случае создания максимально возможной в данном случае безопасности проживания граждан в МКД, суды правомерно удовлетворили иск.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2022 по делу N А05-13431/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищные коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать: промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод; систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети; общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед (пункт 3.6.27 Правил N 170).
В приведенных пунктах 2.6.2 и 3.6.27 Правил N 170 отсутствует непосредственное указание на необходимость управляющей организации проводить ремонтно-восстановительные работы деревянного тротуара.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, в приложении N 7 к Правилам N 170 приведен Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, из пункта 17 которого следует, что к таким работам относится ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2022 г. N Ф07-8671/22 по делу N А05-13431/2021