14 июля 2022 г. |
Дело N А56-53858/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Орехова К.Г. (доверенность от 06.07.2022),
рассмотрев 12.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А56-53858/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление), от 31.05.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-762/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Управления от 31.05.2021 N 047/04/9.21-762/2021 изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 300 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2022 решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, между гражданином Левашиным В.Н. (заявитель) и Обществом заключен договор от 16.09.2020 N ОД-СЭС-514140-20/523150-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта "индивидуальный жилой дом", расположенного по адресу: Лен. обл., Всеволожский р-н, кад. номер 47:07:1424001:1163, неотъемлемой частью которого являются технические условия от 27.08.2020 N 20-523150.
Согласно пункту 3 Технических условий максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет 15 кВт.
В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией).
Заявитель 16.09.2020 произвел оплату счета от 14.09.2020 N 20-523150 на сумму 12 942 руб.
Таким образом, сетевая организация должна была осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям объекта Заявителя в срок до 16.03.2021.
В Управление поступила жалоба гр. Левашина В.Н. на действия (бездействие) Общества, содержащая информацию о нарушении сетевой компанией Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Усмотрев наличие в действиях Общества признаков правонарушения, Управлением в отношении Общества 19.04.2021 возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-762/2021 и проведении административного расследования.
В ответ на указанное определение Общество письмом от 29.04.2021 N ЛЭ/06-09/260 сообщило, что по информации филиала Общества "Северные электрические сети" в целях исполнения обязательств по Договору выбрана подрядная организация, ориентировочный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: конец апреля - май 2021 года.
По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил N 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в срок, установленный пунктом 13 Технических условий (6 месяцев со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 30.04.2021 по делу N 047/04/9.21-762/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В Управление поступило письмо Общества от 27.05.2021 N 5996 с приложением акта об осуществлении технологического присоединения по Объекту Заявителя от 11.05.2021 N 365483 и акта допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 04.05.2021 N Д-20/523150 (таким образом, просрочка исполнения Обществом обязательств перед Заявителем составила 56 дней).
Постановлением Управления от 31.05.2021 N 047/04/9.21-762/2021 об административном правонарушении, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 300 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), в частности указанный закон определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии (статья 1 Закона об электроэнергетике).
В силу части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 16 Правил N 861 определены существенные условия, которые должен содержать договор технологического присоединения, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а"); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14, и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (подпункт "б").
В соответствии с пунктом 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом в силу пункта 104 Правил N 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что между гр. Левашиным В.Н. (Заявитель) и Обществом заключен договор от 16.09.2020 N ОД-СЭС-514140-20/523150-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта "индивидуальный жилой дом", расположенный по указанному адресу, неотъемлемой частью которого являются технические условия от 27.08.2020 N 20-523150.
Судами также установлено, что согласно пункту 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией). При этом Заявитель произвел оплату по платежному поручению от 16.09.2020 N 39 счета от 14.09.2020 N 20-523150 на сумму 12 942 руб.
Таким образом датой окончания исполнения обязательств по договору со стороны Общества является 16.03.2021, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено.
Вместе с тем Обществом представлены в Управление акт от 11.05.2021 N 365483 об осуществлении технологического присоединения по объекту Заявителя и акта от 04.05.2021 N Д-20/523150 допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Заявителя осуществлены сетевой организацией с просрочкой в 56 дней, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Отклоняя доводы Общества об отсутствии в его действиях вины во вменяемом правонарушении, суды верно отметили, что Общество не представило надлежащих доказательств невыполнения Левашиным В.Н. пункта 11.2.2 Технических условий; материалы фотофиксации, на которые ссылается Общество в обоснование указанного довода и подтверждающие отсутствие подъездов к территории объекта Заявителя, не были представлены ни в материалы административного дела ни судам
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения (с учетом повторности и соблюдения требований статьи 4.6 КоАП РФ).
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, что отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Однако, как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 по делу N А56-53858/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что согласно пункту 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора (со дня оплаты заявителем счета для внесения платы за технологическое присоединение, выставленного сетевой организацией). При этом Заявитель произвел оплату по платежному поручению от 16.09.2020 N 39 счета от 14.09.2020 N 20-523150 на сумму 12 942 руб.
Таким образом датой окончания исполнения обязательств по договору со стороны Общества является 16.03.2021, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено.
Вместе с тем Обществом представлены в Управление акт от 11.05.2021 N 365483 об осуществлении технологического присоединения по объекту Заявителя и акта от 04.05.2021 N Д-20/523150 допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Заявителя осуществлены сетевой организацией с просрочкой в 56 дней, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
...
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях вины (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения (с учетом повторности и соблюдения требований статьи 4.6 КоАП РФ).
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, что отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2022 г. N Ф07-4945/22 по делу N А56-53858/2021