15 июля 2022 г. |
Дело N А66-8909/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина Г.В.,
рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Росконтракт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А66-8909/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Росконтракт", адрес: 170026, Тверь, ул. Павлова, д. 10/10, оф. 1Б, ОГРН 1026900515333, ИНН 6903048759 (далее - ООО "Компания Росконтракт", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, адрес: 170026, Тверь, просп. Комсомольский, д. 4/4, ОГРН 1066950072837, ИНН 6950019730 (далее - Министерство), от 15.06.2021 по делу N 37-2020/ГСН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 500 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2022, постановление Министерства от 15.06.2021 по делу N 37-2020/ГСН признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания, превышающего 250 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на обстоятельства дела и необоснованность выводов судебных инстанций о невозможности неприменение судами статьи 4.1.1 КоАП РФ. Податель жалобы указывает на отсутствие угрозы жизни и здоровью людей при эксплуатации здания, факт которого установлен преюдициальным судебным актом (дело N А66-9302/2019), в связи с чем штраф подлежит замене на предупреждение. Податель жалобы также обращает внимание на то, что на момент рассмотрения данного дела судом перовой инстанции основания для привлечения Общества к административной ответственности отпали.
Представители Общества и Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В отзыве на жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в Министерство поступило обращение ООО "Энергосистемы" от 11.03.2021 N 74, содержащее информацию об эксплуатации объекта капитального строительства - нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Павлова, д. 10/10 (далее- Объект), в отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно сведениям, представленным Росреестром, указанное в обращении здание принадлежит ООО "Компания Росконтракт".
Установив, что Общество в нарушение требований части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатирует спорный Объект без разрешения на ввод его в эксплуатацию, Министерство составило в отношении ООО "Компания Росконтракт" протокол от 26.04.2021 N 33 об административном правонарушении и вынесло постановление от 15.06.2021 N 37-2020/ГСН, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в виде 500 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, проверили соблюдение административной процедуры и пришли к выводу о доказанных Министерством событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, оснований для назначения наказания в виде предупреждения, а равно оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Вместе с тем суды (исходя из конкретных обстоятельств дела) сочли возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ (часть 3.2), снизив назначенный Обществу административный штраф до 250 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Санкция указанной нормы права предусматривает в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Понятие объекта капитального строительства дано в части 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Оспариваемым постановлением Обществу вменена эксплуатация Объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В рамках административного дела должностным лицом Министерства получены объяснения представителя Общества, согласно которым в 1998 году ООО "ПК Альтернатива" на аукционе приобрело объект незавершенного строительства - двухэтажную пристройку по адресу: г. Тверь, ул. Павлова, д. 10/10, находящуюся на тот момент на балансе ГУПП "Тверьоблбыт".
После приобретения здания ООО "ПК Альтенатива", на основании договора подряда от 10.12.2000 N 15, заключенного с ООО "Рейтер-Холдинг", осуществило реконструкцию здания путем устройства третьего этажа и кровли (акт сдачи-приемки выполненных работ от 11.05.2001).
По договору от 10.10.2002 указанное здание продано ООО "Компания Росконтракт" (без предоставления ООО "ПК Альтернатива" каких-либо разрешительных документов, кроме архитектурно-планировочного задания на составление проекта 3 этажной кирпичной пристройки к зданию учебно-производственного комбината от 30.01.1989). С указанной даты и до настоящего времени Объект эксплуатируется ООО "Компания Росконтракт".
Арбитражный суд Тверской области в рамках рассмотрения дела N А66-9302/2019, решением от 07.07.2021 признал право собственности на Объект за Обществом.
Вопрос о субъекте правонарушения решен судами в соответствии с нормативными требованиями и условиями договора купли-продажи Объекта.
Ввиду установленных обстоятельств суды обоснованно сочли, что в рамках спорных правоотношений Общество эксплуатировало с 2002 года реконструированный Объект (с увеличенной этажностью) без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что им не отрицается. Как было указано выше, право собственности на Объект признано за Обществом только в 2021 году, что доказывает его вину в инкриминируемом ему деянии.
Соблюдение Министерством административной процедуры в полном объеме подтверждено ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом округа не установлено; срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Изменение судом меры ответственности Обществу мотивировано, не является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела), согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Однако с таким выводом судов Общество не согласилось, настаивая на отсутствии угрозы жизни и здоровью людей от эксплуатации здания и установлении такого факта судом в рамках рассмотрения дела N А66-9302/2019.
Однако данное утверждение не соответствует действительности. Напротив, из решения суда по делу N А66-9302/2019 следует, что по результатам первого экспертного заключения (исх. 19/11-07/0338 от 07.11.2019) ООО Группа компаний "Эксперт", эксперты пришли к следующим выводам:
- по третьему вопросу: при реконструкции (строительстве) Объекта нарушены технические регламенты, строительные, противопожарные нормы и правила;
- по четвертому вопросу: сохранение Объекта нарушает права третьих лиц по причине отступления от градостроительных норм и правил. Сохранение исследуемого объекта без проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений противопожарных норм создают угрозу жизни и здоровью граждан.
И только после устранения Обществом названных нарушений судом 14.04.2021 была назначена дополнительная строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 01.06.2021 N 688/21: административно-производственное здание общей площадью 494,6 кв.м. по адресу: г. Тверь, ул. Павлова, д. 10/10 после проведенных работ соответствует техническим регламентам, строительным и противопожарным нормам и правилам, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Следовательно, с 2002 года и на дату составления протокола об административном правонарушении (26.04.2021), т.е. фиксации события правонарушения, угроза жизни и здоровью граждан присутствовала.
Исходя из перечня отраженных в судебном акте по делу N А66-9302/2019 нарушений в области градостроительных норм и требований пожарной безопасности (их количества и существенности) доводы о возможной замене административного штрафа на предупреждение суд округа не принимает. Иные реабилитирующие Общество основания были учтены судом первой инстанции при снижении административного штрафа до 1/2 минимального размера санкции, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций применительно к спорному вопросу.
При изложенных обстоятельствах и доказательствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 16.03.2022 по делу N А66-8909/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Росконтракт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменение судом меры ответственности Обществу мотивировано, не является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела), согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
...
Исходя из перечня отраженных в судебном акте по делу N А66-9302/2019 нарушений в области градостроительных норм и требований пожарной безопасности (их количества и существенности) доводы о возможной замене административного штрафа на предупреждение суд округа не принимает. Иные реабилитирующие Общество основания были учтены судом первой инстанции при снижении административного штрафа до 1/2 минимального размера санкции, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2022 г. N Ф07-7780/22 по делу N А66-8909/2021