14 июля 2022 г. |
Дело N А56-51655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Куприяновой Е.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Абросимовой Е.М. (доверенность от 10.01.2022), индивидуального предпринимателя Даниловой Е.Е,
рассмотрев 14.07.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" и индивидуального предпринимателя Окунь Елены Алексеевны на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А56-51655/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Даниловой Елене Евгеньевне, ОГРНИП 318784700167191, ИНН 780617059389, о взыскании 66 094 руб. 39 коп. долга за период с 01.01.2020 по 31.05.2021 за вывоз твердых бытовых отходов.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2022 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Окунь Елена Алексеевна, ОГРНИП 317784700167450, ИНН 780217496641, - лицо, не привлеченное к участию в деле, полагая, что вынесенное постановление суда апелляционной инстанции от 21.03.2022 затрагивает ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции.
В кассационных жалобах Компания и Окунь Е.А., указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, не соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кроме того Окунь Е.А. полагает, что апелляционной инстанцией принято решение о ее правах.
Данилова Е.Е. в отзыве на кассационные жалобы указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационных жалоб, а Данилова Е.Е. возражала против их удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Данилова Е.Е. (арендатор) и Окунь Е.А. (арендодатель) заключили договор аренды от 11.09.2018 N 124-Н/Куд-Обл1 (далее - договор аренды), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду за плату во временное владение и пользование нежилое помещение 124-Н, расположенное на 1-ом этаже жилого дома по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, Заневское городское поселение, д. Кудрово, ул. Областная, д. 1, общей площадью 127,4 кв. м. (далее - помещение) для использования под студию для детей.
Согласно пункту 2.2.7 договора аренды арендатор обязан своевременно и в полном объеме вносить арендодателю установленную договором и последующими изменениями и дополнениями к нему арендную плату, а также возмещать расходы на потребленную электроэнергию по актам в течение пяти рабочих дней, выставляемым арендодателем на основании показаний приборов учета.
Одновременно с заключением договора аренды арендатор обязан заключить с управляющей компанией договор, по которому ежемесячно производить оплату потребленных коммунальных ресурсов и услуг по эксплуатации и обслуживанию общего домового имущества (пункт 2.2.14 договора аренды).
В соответствии с пунктом 3.5 договора аренды оплата коммунальных услуг, ХВС и ГВС, а также энергоснабжения в арендную плату не включается и компенсируется или оплачивается арендатором отдельно ежемесячно в соответствии с пунктами 2.2.7 и 2.2.14 договора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) между субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и Компанией (региональным оператором) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности Ленинградская область, истцу присвоен статус Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Во исполнение условий заключенного соглашения региональный оператор поэтапно приступил к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области, в частности на территории муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области с 01.10.2019.
Компания разместила предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем официальном сайте.
Заявка о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО от Даниловой Е.Е. в сроки, установленные Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), в адрес Компании не поступала.
В марте 2021 года Компания в адрес Даниловой Е.Е. направила два экземпляра проекта договора N 14957ЮН-5/02-21 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор) для его дальнейшего подписания стороной.
В связи с поступившим 27.03.2021 от ответчика мотивированным отказом от заключения Договора, со ссылкой на пункт 8 (1) Правил N 1156, договор об оказании услуг по обращению с ТКО между сторонами считается заключенным по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Компанией обязательства по договору исполнены в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг. Со стороны Даниловой Е.Е. имеет место ненадлежащее исполнение своих обязательств по оплате оказанных услуг.
Компанией в адрес Даниловой Е.Е. направлялась претензия от 04.05.2021 N УК-8476-05/21, оставленная без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Компании с иском в суд.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, установив, что Данилова Е.Е. является ненадлежащим истцом, решение отменил, в иске отказал.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8 (17) Правил N 1156.
Пунктом 8 (12) Правил N 1156 установлено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО, либо мотивированный отказ от подписания указанного прокат договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, Даниловой Е.Е. в ответ на направленное Компанией письмо от 02.03.2021 N УК-3563 был направлен мотивированный отказ от заключения договора от 27.03.2021, с указанием на то, что указанное нежилое помещение передано ей в аренду за плату во временное владение и пользование; необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 8 (1) Правил N 1156, с собственником помещения.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии обязанности у ответчика по оплате услуг Регионального оператора в силу пункта З.5 договора аренды нежилого помещения, заключенного между ответчиком и индивидуальным предпринимателем Окунь Е.А.
Согласно пункту 3.5 договора аренды, оплата коммунальных услуг в арендную плату не включается и компенсируется либо оплачивается арендатором (ответчиком) отдельно.
Суд апелляционной инстанции указал, что из буквального толкования пункта 3.5 договора аренды не следует обязанность ответчика по заключению договора на оказание коммунальной услуги, а он обязан лишь компенсировать затраты на коммунальную услугу собственнику нежилого помещения.
Вместе с тем судом не учтено, что по умолчанию эта обязанность лежит на арендаторе. Такой вывод следует из общего правила о том, что договор на обращение с ТКО, образующимися в нежилых помещениях, заключают лица, владеющие такими помещениями на законных основаниях. При этом новый законный владелец и (или) пользователь нежилого помещения при переходе к нему прав на помещение должен заключить договор с региональным оператором. А законным владельцем и (или) пользователем арендуемого помещения является арендатор.
Однако договор аренды может предусматривать, что обязанности в области обращения с отходами, в том числе по взаимодействию с региональным оператором по обращению с ТКО, сохраняются за арендодателем. При этом на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю все или определенную часть связанных с этим расходов. В таком случае следует руководствоваться договором аренды.
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156, Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данным разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 8 (2) Правил N 1156 при переходе прав на нежилое помещение, в котором происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в трехдневный срок обязан уведомить Регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из вышеизложенного следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается Региональным оператором непосредственно с арендатором нежилого помещения, как с собственником твердых коммунальных отходов и лицом, владеющим нежилым помещением, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суды не устанавливали, подпадает ли рассматриваемая ситуация под правовое регулирование частей 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспорено, что в спорный период именно ответчик являлся законным владельцем нежилого помещения.
В материалах дела имеется письмо общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом-Кудрово-Сити" от 20.10.2021 N 261, в котором указано на начисление управляющей компанией платы за услугу вывоза ТКО, а именно за период с октября 2019 года по май 2021 года в сумме 14 159 руб. 75 коп., в связи с не предоставлением собственником нежилого помещения заключенного с Компанией договора на вывоз ТКО, которая оплачена Даниловой Е.Е.
Кроме того, основанием для отмены решения арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно выводу суда апелляционной инстанции, представленный в материалы дела договор аренды нежилого помещения не обязывает арендатора (ответчика) заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что такая обязанность имеется у собственника помещения Окунь Е.А., тем самым приняв решение о правах лица не привлеченного к участию в деле.
Ввиду изложенного следует признать, что судебные акты вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела. Между тем неисследованные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, предусмотренные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле индивидуального предпринимателя Окунь Е.А.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, а также всем доводам, заявленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций и при правильном применении норм материального и процессуального права - принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А56-51655/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 (2) Правил N 1156 при переходе прав на нежилое помещение, в котором происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в трехдневный срок обязан уведомить Регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из вышеизложенного следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается Региональным оператором непосредственно с арендатором нежилого помещения, как с собственником твердых коммунальных отходов и лицом, владеющим нежилым помещением, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суды не устанавливали, подпадает ли рассматриваемая ситуация под правовое регулирование частей 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2022 г. N Ф07-8408/22 по делу N А56-51655/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11003/2023
24.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3055/2023
12.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51655/2021
14.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8408/2022
21.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1901/2022
07.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51655/2021