18 июля 2022 г. |
Дело N А21-8297/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А21-8297/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), от 22.07.2021 по делу N 039/04/9.21-680/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнительных пояснений к ней) Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды применительно к рассматриваемому случаю неверно истолковали положения пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По смыслу указанного пункта Правил N 861 заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке в границах территории садоводства, должна была быть подана уполномоченным лицом от имени садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Правилами N 861 не предусмотрен такой порядок подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Следовательно, поступившая 13.05.2021 в адрес Общества заявка Окатова Михаила Юрьевича не подлежала исполнению сетевой организацией, поскольку была подана им лично.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило обращение Окатова М.Ю. о нарушении Обществом Правил N 861, выразившемся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение, поданной садоводческим некоммерческим товариществом "Железнодорожник" (далее - Товарищество) в интересах Окатова М.Ю.
В ходе рассмотрения данного обращения Управление установило, что Окатов М.Ю. обратился в Товарищество с просьбой о подаче Обществу заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на его земельном участке, расположенном в границах Товарищества.
Сопроводительным письмом от 21.04.2021 Товарищество направило в адрес Общества заявку Окатова М.Ю. на технологическое присоединение, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный в границах Товарищества (входящий от 13.05.2021 N ЯЭ/ООД/3270).
Письмом от 17.05.2021 N ЯЭ/5/1938 Общество в связи с действующим порядком технологического присоединения предложило Товариществу направить в адрес сетевой организации заявку на технологическое присоединение, оформленную от имени Товарищества, а не от имени Окатова М.Ю. При этом Общество не сообщило о принятом в порядке пункта 15 Правил N 861 решении о принятии или аннулировании заявки, ввиду чего заявка формально оставлена без рассмотрения.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 8(5) и 15 Правил N 861, уполномоченным должностным лицом Управления 01.07.2021 в отношении Общества составлен протокол N 039/04/9.21-680/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 22.07.2021 N 039/04/9.21-680/2021 УФАС признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции поддержал названный вывод суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861. В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
В пункте 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, действовавшей на момент подачи спорной заявки на технологическое присоединение) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Из материалов дела видно, что заявка на технологическое присоединение от 21.04.2021 была оформлена от имени Окатова М.Ю. и направлена с сопроводительным письмом Товарищества от 21.04.2021.
Управление и суды посчитали такой способ подачи заявки соответствующим пункту 8(5) Правил N 861. С учетом данного вывода Управление и суды констатировали нарушение Обществом пункта 15 Правил N 861, выразившееся в нерассмотрении указанной заявки Окатова М.Ю.
Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622), обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).
Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка Окатова М.Ю. от 21.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя Товарищества, в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество, и не предусматривала такого порядка обращения, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А21-8297/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 22.07.2021 по делу N 039/04/9.21-680/2021.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка Окатова М.Ю. от 21.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя Товарищества, в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество, и не предусматривала такого порядка обращения, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2022 г. N Ф07-7801/22 по делу N А21-8297/2021