18 июля 2022 г. |
Дело N А56-79739/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Хошимина 9" Жихаря Б.Т. (доверенность от 23.01.2022), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева Д.В. (доверенность от 30.12.2021),
рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Хошимина 9" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-79739/2021,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Хошимина 9", адрес: 194356, Санкт-Петербург, ул. Хошимина, д. 9, корп. 1, 2, ОГРН 1027801557574, ИНН 7802201635 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), от 20.05.2021 N 08/21/230-р.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является неисполнимым и содержит неправомерные требования в части перерасчета объемов тепловой энергии на основании нормативов, поскольку в случае его исполнения неизбежно возникнет разница между объемами, рассчитанными Товариществом, и объемами, рассчитанными государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга". Также Товарищество обращает внимание, что дома по ул. Хошимина: корпуса 1 и 2 дома 9 не являются домами "на сцепке", в связи с чем предлагаемый Инспекцией порядок учета тепловой энергии к данному случаю неприменим.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжения от 23.04.2021 N 08/21/230-р в отношении Товарищества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, установленных действующим законодательством, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хошимина, д. 9, корп. 1, лит. А (далее - МКД 1).
В ходе проверки Инспекцией выявлены и в акте от 20.05.2021 N 08/21/230-р отражены нарушения Товариществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно:
- в счетах-квитанциях по квартире N 65 в МКД 1 объемы потребленных по общедомовому прибору учета горячей воды, тепловой энергии указаны суммарно для двух домов (МКД 1 и многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хошимина, д. 9, корп. 2 (далее - МКД 2), не указан суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в МКД 1, объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды (нарушение пункта 69 Правил N 354);
- МКД 1 и МКД 2 учтены как отдельные многоквартирные дома. Узел учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) расположен в МКД 1 и определяет суммарный объем тепловой энергии, потребленный в двух указанных МКД. В МКД 2 отдельный УУТЭ отсутствует, вместе с тем Товарищество производит расчет платы за коммунальную услугу по отоплению на основании показаний УУТЭ, расположенного в МКД 1 (нарушение пункта 42(1) Правил N 354).
По результатам проверки Инспекция вынесла предписание от 20.05.2021 N 08/21/230-р, которым обязала Товарищество в срок до 13.09.2021 устранить выявленные нарушения, а именно: производить начисление платы за отопление исходя из норматива потребления; произвести корректировку платы за отопление с января 2018 года исходя из норматива потребления.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Товарищества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 3 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
Руководствуясь изложенным, а также заключив, что общедомовые приборы учета должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом, суды пришли к правильному выводу, что расчет размера платы за отопление, при использовании общедомового прибора учета по отоплению, установленного в одном многоквартирном доме и при этом определяющим объем потребления сразу двумя многоквартирными домами, является неверным и противоречит требованиям Правил N 354.
Кроме того, согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных названными Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, как обоснованно указали суды, отражение в представленных Товариществом квитанциях по квартире N 65 в МКД 1 суммарного объема горячей воды и тепловой энергии двух МКД по показаниям УУТЭ, установленного в одном из МКД, является нарушением требования пункта 69 Правил N 354.
Также судами обоснованно отмечено, что неотражение суммарного объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в МКД 1, и объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, является нарушением требований указанной нормы.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций обоснованно констатировали законность оспариваемого предписания Инспекции.
Всем доводам Общества, приводимым и в кассационной жалобе, судами дана надлежащая оценка. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-79739/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Хошимина 9" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Хошимина 9", адрес: 194356, Санкт-Петербург, ул. Хошимина, д. 9, корп. 1, 2, ОГРН 1027801557574, ИНН 7802201635, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.05.2022 N 132.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кроме того, согласно подпункту "е" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных названными Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Таким образом, как обоснованно указали суды, отражение в представленных Товариществом квитанциях по квартире N 65 в МКД 1 суммарного объема горячей воды и тепловой энергии двух МКД по показаниям УУТЭ, установленного в одном из МКД, является нарушением требования пункта 69 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2022 г. N Ф07-9105/22 по делу N А56-79739/2021