21 июля 2022 г. |
Дело N А26-8615/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 20.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ФинТек" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А26-8615/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ФинТек", адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ш. Горняков, стр. 280, ОГРН 1101031000069, ИНН 1004015190 (далее - Общество), о взыскании 2 019 407,26 руб. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований по договору аренды лесного участка от 29.05.2014 N 157-з (далее - Договор).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022, исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Министерству в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что именно ответчиком были оставлены порубочные остатки на арендуемом им лесном участке.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) для осуществления заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация лесозаготовок и глубокой переработки леса" лесной участок площадью 250 625 га, расположенный в Лоухском лесничестве Лоухского муниципального района Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 4.4.14 Договора арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в первоочередном порядке (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнений и иного негативного воздействия на лесном участке, в том числе принимать меры по ликвидации и рекультивации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Согласно пункту 4.4.23 Договора в случае наличия нарушений, зафиксированных в актах осмотра (освидетельствования) мест рубок, арендатор обязан производить оплату неустоек за нарушения лесохозяйственных требований в соответствии с претензионными письмами арендодателя.
Подпунктом "ж" пункта 5.5 Договора установлена ответственность арендатора в виде уплаты неустойки за оставление невывезенной после окончания срока действия лесной декларации древесины на лесосеках в размере 3-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов за объем невывезенной древесины.
Согласно пункту 5.8 Договора в случае издания нормативного правового акта, устанавливающего иные размеры и методики исчисления неустоек за указанные в пунктах 5.4 - 5.5 Договора нарушения лесохозяйственных требований, применяется нормативный правовой акт.
Типовым договором аренды лесного участка, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) приказом Министерства природных ресурсов и эклоги Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 20.12.2017 N 693 и вступившим в силу 14.05.2018, а также утвержденным приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 и вступившим в силу 01.01.2021, установлена 7-кратная ставка платы за нарушение лесохозяйственных требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 5.5 Договора (оставление невывезенной древесины).
В рамках Договора Общество на основании лесных деклараций от 26.03.2019 N 26 и от 11.02.2000 N 8 осуществляло заготовку древесины на арендуемом лесном участке.
По факту окончания срока действия лесных деклараций Министерство в соответствии со статьей 16.1 ЛК РФ, Порядком осмотра лесосеки, утвержденным Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, произвело осмотры мест рубок по представленным арендатором лесным декларациям, в результате которых выявлены нарушения лесохозяйственных требований.
В акте осмотра лесосеки от 29.06.2021 N 62 зафиксировано оставление Обществом древесины на подштабельных местах в количестве 5,178 кб.м в квартале 118 (выдел 41, лесосека 2 Пяозерского участкового лесничества (Тунгозерского по лесоустройству) Лоухского лесничества.
В акте осмотра лесосеки от 15.07.2021 N 90 зафиксировано оставление Обществом древесины на подштабельных местах в количестве 1 577,25 кб.м. в квартале 55 (выделы 9,2, лесосека 1 Пяозерского участкового лесничества (Тунгозерского по лесоустройству) Лоухского лесничества.
Согласно расчету Министерства размер неустойки за выявленные нарушения лесохозяйственных требований составил 2 019 407,26 руб.
Претензионными письмами от 16.07.2021 N 485 и от 20.07.2021 N 510 (получены Обществом 23.07.2021 и 28.07.2021 соответственно) Министерство предложило арендатору в добровольном порядке оплатить начисленную неустойку.
Оставление Обществом указанных претензий без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора уплатить неустойку в установленных Договором порядке и размере обусловлена требованиями статей 309, 310, 329, 330 ГК РФ и пунктом 5.5 Договора.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты осмотра лесосеки от 29.06.2021 N 62 и от 15.07.2021 N 90, подтверждающие факт ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по Договору по очистке лесосеки от порубочных остатков, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика неустойки, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 5.5 Договора.
Согласно расчету истца размер неустойки за нарушение лесохозяйственных требований составил 2 019 407,26 руб. Данный расчет проверен судами, признан правильным и Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск Министерства.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А26-8615/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "ФинТек" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Типовым договором аренды лесного участка, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) приказом Министерства природных ресурсов и эклоги Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 20.12.2017 N 693 и вступившим в силу 14.05.2018, а также утвержденным приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 и вступившим в силу 01.01.2021, установлена 7-кратная ставка платы за нарушение лесохозяйственных требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 5.5 Договора (оставление невывезенной древесины).
...
По факту окончания срока действия лесных деклараций Министерство в соответствии со статьей 16.1 ЛК РФ, Порядком осмотра лесосеки, утвержденным Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, произвело осмотры мест рубок по представленным арендатором лесным декларациям, в результате которых выявлены нарушения лесохозяйственных требований.
...
В соответствии со статьей 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора уплатить неустойку в установленных Договором порядке и размере обусловлена требованиями статей 309, 310, 329, 330 ГК РФ и пунктом 5.5 Договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2022 г. N Ф07-8495/22 по делу N А26-8615/2021