21 июля 2022 г. |
Дело N А56-43111/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" Кисловой О.С. (доверенность от 30.12.2021 N 49-2022),
рассмотрев 20.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А56-43111/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон", адрес: 655152, Республика Хакасия, г. Черногорск, Промышленная ул., д.3, ОГРН 1081903001058, ИНН 1903018410 (далее - ООО "Эталон", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 29.04.2021 по жалобе N Т02-34/21.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д.36, ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007 (далее - АО "Теплосеть СПб", организатор торгов).
Решением суда от 28.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2022, оспариваемое решение УФАС признано недействительным.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, настаивая на том, что решение закупочной комиссии организатора торгов об отклонении от участия заявки ООО "Эталон" принято в соответствии с пунктом 4.10.3.7 документации о запросе предложений (далее - Документация), поскольку представленная лицензия от 02.06.2010 N ДЭ-00-011607 на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в части места оказания услуг не соответствовала требованиям пунктов 4.5-4.6 Документации к разделу I Технического задания. Иных доводов жалоба не содержит.
Представители ООО "Эталон" и Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 23.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru организатор торгов (АО "Теплосеть СПб") опубликовал извещение N 32110110530 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", включая соответствующую Документацию.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Теплосеть СПб", версия 20 от 04.11.2020 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 07.04.2021 N 19-2 закупочной комиссией организатора торгов принято решение отклонить от участия в закупке заявку ООО "Эталон" (участник N3) на основании пункта 4.10.3.7 Документации со следующим пояснением: "несоответствие заявки участника требованиям, изложенным в пункте 4.5 - 4.6 Документации о запросе предложений".
Полагая отклонение своей заявки неправомерным, Общество обратилось в Управление с жалобой от 15.04.2021 N 13019-ЭП/21 на действия закупочной комиссии.
Решением Управления от 29.04.2021 по делу N Т02-34/21 жалоба Общества на действия закупочной комиссии АО "Теплосеть СПб" признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отсутствие у антимонопольного органа фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Теплосеть СПб" относится к предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Из содержания части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено следующее.
Согласно пункту 4.5.1.1 Документации, для участия в закупке участник закупочной процедуры в сроки, установленные Документацией и в порядке, определенном регламентом работы ЭТП, размещает свою Заявку. Заявка участника состоит из 2 (двух) частей и ценового предложения (выставляется Участником на ЭТП). Все части подаются единовременно.
В соответствии с пунктом 4.5.1.3 Документации вторая часть заявки должна содержать сведения об участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации запроса предложений), о качестве работы, услуги и иных условиях исполнения договора. При этом не допускается указание во второй части заявки сведений о ценовом предложении. Участник должен включить в состав второй части Заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям, указанным в пункте 4.6 Документации, в частности, заверенные участником копии действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые Участник обладает лицензией (при необходимости наличия таких лицензий) или свидетельство о вступлении в саморегулируемую организацию с допуском к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с требованиями, прописанными в ТЗ).
Пунктом 4.5.3.2 Документации, предусмотрено, что сведения, предоставляемые участником в каждом конкретном документе в комплекте предоставляемого предложения, не должны противоречить всем аналогичным параметрам, указанным в других документах предложения Участника. Нарушение настоящего требования является существенным нарушением требований документации и служит основанием для отклонения заявки Участника от оценочной стадии закупки. Согласно подпункту "g" пункта 4.6.1.2 Документации, чтобы претендовать на признание заявки лучшей в процедуре запроса предложений и на право заключения Договора, Участник самостоятельно или коллективный участник в целом должен иметь в наличии соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (в соответствии с требованиями, прописанными в ТЗ).
Пунктом 4.10.3.7 Документации комиссии заказчика предоставлено право по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, отклонить заявку в случае, в том числе, несоответствия заявки участника требованиям, изложенным в пункте 4.5 - 4.6 Документации о запросе предложений.
Из Технического задания Документации следует, что, закупка проводилась на выполнение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей АО "Теплосеть СПб" и в соответствии с разделом I Технического задания Документации адресами оказания услуг являются: г. Санкт-Петербург, районы: Красногвардейский, Калининский, Кировский, Красносельский, Центральный, Невский, Василеостровский, Адмиралтейский, Фрунзенский, Московский, Выборгский; Ленинградская область.
Представитель организатора торгов при рассмотрении дела в УФАС и суде пояснил, что Общество в составе второй части заявки в подтверждение соответствия пункту 4.5.1.3 Документации представило заверенную копию лицензии от 02.06.2010 N ДЭ-00-011607 (выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; предоставлена бессрочно) на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, где в Приложении к лицензии указано место осуществления лицензируемого вида деятельности: 655163, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Промышленная, 03, промзона, тогда как согласно разделу 1 Технического задания Документации адресами оказания услуг по закупке являются 11 районов Санкт-Петербурга, а также Ленинградская область.
Суды двух инстанций, поддержали позицию ООО "Электрон" об отсутствии оснований для отклонения его заявки и на основании анализа требований, изложенных в пункте 4.5.1.3 Документации, соотнеся их с положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 2 и 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", пунктов 3 и 8 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477), а равно факта выдачи спорной лицензии Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, как федерального органа исполнительной власти (а не лицензирующего органа субъекта Российской Федерации) обоснованно сочли, что Общество, получив лицензию от 02.06.2010 N ДЭ-00-011607, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Доводы кассационной жалобы УФАС о неукоснительности следования требованиям раздела I Технического задания Документации (применительно к конкретным адресам осуществления деятельности), без учета вышеприведенных нормативных положений, являются голословными. Иных доводов жалоба не содержит.
При названных обстоятельствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А56-43111/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций, поддержали позицию ООО "Электрон" об отсутствии оснований для отклонения его заявки и на основании анализа требований, изложенных в пункте 4.5.1.3 Документации, соотнеся их с положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 2 и 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", пунктов 3 и 8 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477), а равно факта выдачи спорной лицензии Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, как федерального органа исполнительной власти (а не лицензирующего органа субъекта Российской Федерации) обоснованно сочли, что Общество, получив лицензию от 02.06.2010 N ДЭ-00-011607, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2022 г. N Ф07-7962/22 по делу N А56-43111/2021