25 июля 2022 г. |
Дело N А56-93045/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 25.07.2022 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вест-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-93045/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вест-Сервис", адрес: 198504, Санкт-Петербург, г. Петергоф, Гостилицкое ш., д. 137, лит. А, пом. 1-Н, каб. 62, ОГРН 1037861027346, ИНН 7838013473 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. 7-ой Армии, д. 12а, ОГРН 1044701248536, ИНН 4705013503 (далее - Инспекция), от 23.09.2021 N 08-07/600127/ЮЛ, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб., а также представления от 23.09.2021 N 08-07/600127/ЮЛ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением суда от 19.10.2021 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.12.2021, принятым путем подписания резолютивной части, суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Мотивированное решение арбитражного суда изготовлено 19.01.2022.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом деле не доказано наличие состава вменяемого Обществу административного правонарушения. Податель жалобы ссылается на допущенные Инспекцией нарушения при составлении акта проверки и протокола об административном правонарушении, указывает на неполучение Обществом копии определения о проведении административного расследования. По мнению Общества, суды не исследовали должным образом законность оспариваемого постановления налогового органа.
Инспекция в отзыве на жалобу просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из обжалуемых судебных актов, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Инспекции о допущенных Обществом нарушениях пунктов 1, 2, 3, 3.1, подпункта 1 пункта 5.1, подпункта 3, пункта 5.6, пунктов 5.7 - 5.9 статьи 1.2, пункта 1, абзацев третьего и четвертого пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Согласно акту проверки от 25.08.2021 N 600127 (с приложением к нему от 19.08.2021) водитель Общества Смирнов А.А. на автотранспортном средстве (автобусе) "ПАЗ", регистрационный знак Р 565 СР 178, следующем по маршруту перевозки пассажиров N 529 "г. Гатчина, ул. 7-ой Армии, - г. Гатчина, Варшавский вокзал", 19.08.2021 при расчете наличными денежными средствами за оказание услуги по перевозке двух пассажиров на общую сумму 56 руб. (стоимость проезда пассажира - 28 руб.) произвел расчет с клиентом без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, без предоставления QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО), не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код, не реализовал (не выдал, не передал) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте, содержащий сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения клиентом с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (БСО) в электронной форме. В момент осуществления расчета указанный автобус находился по адресу: Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25 Октября, у д. 42 (остановка "ул. 7-ой Армии"), что не входит в "Перечень отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники", утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 20.11.2007 N 289 "Об утверждении перечня отдаленных и труднодоступных местностей, где возможно осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники".
В связи с выявленными фактами Инспекцией 13.09.2021 составлен протокол об административном правонарушении и 23.09.2021 вынесено постановление N 08-07/600127/ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП с назначением 30 000 руб. штрафа. Для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Обществу также выдано представление от 23.09.2021.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 54-ФЗ, пришли к выводу о доказанности налоговым органом наличия в действиях Общества события и состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Доводы кассатора о нарушениях процессуальных требований, допущенных административным органом при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, влекущих признание незаконным и отмену оспариваемого постановления Инспекции, отклоняются судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В силу статьи 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении (на несоблюдение которого ссылается податель жалобы) не является пресекательным, нарушение такого срока не является существенным и не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановления Верховного суда Российской Федерации от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
Положения статьи 28.2 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе знакомиться с протоколом, представлять объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (часть 4); копия протокола об административном правонарушении вручается им под расписку (часть 6).
Частью 4.1 названной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В рассматриваемом случае суды удостоверились в том, что Инспекция известила Общество о необходимости явиться к 14 ч 00 мин 13.09.2021 для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о явке от 25.08.2021 N 08-07/600127/ЮЛ, содержащее разъяснение Обществу его прав, было направлено почтой и получено Обществом 01.09.2021 (идентификатор почтового отправления 18830656078103).
О времени и дате рассмотрения дела об административном правонарушении Общество проинформировано посредством направления 15.09.2021 копии протокола от 13.09.2021 об административном правонарушении, на странице 8 которого содержится соответствующая информация (т.д. 1, оборотная сторона л. 43). Соответствующее почтовое отравление с идентификатором 18830656092178 вручено адресату 22.09.2021.
Поскольку проведение мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов относится к финансовому и налоговому контролю, то положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 3 части 3.1 статьи 1) относительно уведомления о начале проверки не подлежат применению. В рассматриваемом случае акт проверки расценивается как фиксация доказательства непосредственного обнаружения нарушения.
Таким образом, суды, констатировав отсутствие как существенных процессуальных правонарушений при привлечении Общества к административной ответственности, так и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований относительно оспариваемого постановления Инспекции.
Признание законным постановления о привлечении к административной ответственности влечет обоснованность требований оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований в ходе изучения доводов кассационной жалобы и материалов дела судом кассационной инстанции не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны ранее заявленным Обществом и надлежаще рассмотренным судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права с установлением всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А56-93045/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вест-Сервис" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения статьи 28.2 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе знакомиться с протоколом, представлять объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (часть 4); копия протокола об административном правонарушении вручается им под расписку (часть 6).
...
Поскольку проведение мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов относится к финансовому и налоговому контролю, то положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 3 части 3.1 статьи 1) относительно уведомления о начале проверки не подлежат применению. В рассматриваемом случае акт проверки расценивается как фиксация доказательства непосредственного обнаружения нарушения.
Таким образом, суды, констатировав отсутствие как существенных процессуальных правонарушений при привлечении Общества к административной ответственности, так и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований относительно оспариваемого постановления Инспекции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2022 г. N Ф07-10007/22 по делу N А56-93045/2021