25 июля 2022 г. |
Дело N А56-69985/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Масловой Д.А. (доверенность от 22.09.2021 N 392),
рассмотрев 20.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу N А56-69985/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, ОГРН 1057810017033, ИНН 7811312042 (далее - Управление), и временно исполняющему обязанности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Выборгском районе Дудко Е.Г., адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Некрасова, д. 12 (далее - Отдел) о признании недействительным предписания от 14.04.2021 N 51.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, предписание Управления является необоснованным и неисполнимым в силу следующего: Предприятие получило объекты водоснабжения в неудовлетворительном состоянии, со значительным износом и недостатками; для определения точного перечня мероприятий, необходимых для исполнения предписания, требуется проведение технического обследования централизованных систем водоотведения, реализация которого возможна только за счет средств бюджета Ленинградской области путем предоставления соответствующих субсидий; в предписании не указано, у какой именно скважины необходимо обеспечить ограждение; разработка, согласование и утверждение проекта зоны санитарной охраны требует значительного времени и средств, что невозможно осуществить в течение одного месяца, установленного предписанием.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие занимается обслуживанием и эксплуатацией артезианских скважин, водоочистных сооружений и водопроводных сетей и сооружений в пос. Кирпичное.
Отдел в связи с поступлением жалобы жителя пос. Кирпичное на плохое качество питьевой водопроводной воды в разводящей сети поселка на основании распоряжения от 04.03.2021 N 47-01-05-250/21 провел в отношении Предприятия внеплановую выездную проверку.
По поручению Отдела от 17.03.2021 N 71 специалистами филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Выборгском и Приозерском районах" 22.03.2021 отобраны пробы питьевой воды из источников питьевого водоснабжения пос. Кирпичное - артезианских скважин N 3251 и 3252 на выходе со станции обезжелезивания и питьевой воды в разводящей сети пос. Кирпичное и вводах в жилые дома N 2 и 4 по Озерной ул. в точках, указанных представителем Предприятия и находящихся в зоне его эксплуатационной ответственности, а также удобных для отбора проб Предприятия; проведены лабораторные исследования.
По результатам лабораторных исследований качества питьевой воды (протоколы от 24.03.2021 N 3771.1в, от 24.03.2021 N 3772.1в, от 24.03.2021 N 3774.1в, от 24.03.2021 N 3775.1в, от 24.03.2021 N 3776.1в, от 24.03.2021 N 3771.1в и экспертное заключение от 02.04.2021 N 144.71.4.1.21.03.17) установлено несоответствие качества отобранных проб питьевой воды действующим нормативам, а именно: наблюдается превышение допустимого уровня железа от 0,05 до 91 мг/дм.куб при норме 0,3 мг/дм.куб, то есть питьевая вода не безвредна по химическому составу (нарушение СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2, далее - СанПиН 1.2.3685-21; пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, далее - СанПиН 2.1.3684-21; статей 11, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", далее - Закон N 52).
Кроме того, Отделом установлено, что у одной из скважин на территории зверофермы отсутствует ограждение, не соблюдается зона санитарной охраны, не ограничен доступ посторонних лиц к источнику централизованного водоснабжения и станции второго подъема (нарушение пунктов 1.3, 1.4, 1.6, 1.13, 1.15, 1.17, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10, далее - СанПиН 2.1.4.1110-02, статей 11, 18 Закона N 52-ФЗ); проекты зон санитарной охраны для всех артезианских скважин и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту зон санитарной охраны отсутствует (нарушение пунктов 1.4, 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
По результатам проверки Отделом составлен акт от 14.04.2021 N 55 и вынесено предписание от 14.04.2021 N 51, которым на Предприятие возложена обязанность в срок до 14.05.2021 устранить выявленные нарушения, а именно: провести мероприятия, направленные на предотвращение угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей; выполнять лабораторные исследования качества питьевой воды в пос. Кирпичное в полном объеме с последующим ежемесячным предоставлением информации в Отдел в соответствии с требованиями санитарных правил; обеспечить качество питьевой воды в пос. Кирпичное в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 и разработать план мероприятий по достижению качества питьевой воды требованиям законодательства; обеспечить ограждение первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - артезианской скважины в районе зверофермы и запланировать разработку проекта зоны санитарной охраны.
Не согласившись с указанным предписанием, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Исходя из указанной нормы, обязанность по соблюдению конкретных требований санитарного законодательства обусловлена теми видами деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
Так, обязанность обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям в силу положений пункта 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ возложена на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зона санитарной охраны организуется на всех водопроводах.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Соответствующие гигиенические нормативы определены СанПиН 1.2.3685-21.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами (пункт 91 СанПиН 2.1.3684-2).
При выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормативам хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, должны разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 104 СанПиН 2.1.3684-2).
Установив факт нарушения Предприятием приведенных выше требований законодательства, а также отклонив доводы заявителя о неисполнимости предписания Управления по причине отсутствия доказательств объективной невозможности исполнения заявителем требований оспариваемого предписания, равно как и доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушения и исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суды констатировали законность оспариваемого ненормативного правового акта.
Относительно доводов подателя жалобы о наличии объективных препятствий в своевременном исполнении оспариваемого предписания следует отметить, что заявитель самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания и в случае недостаточности времени для выполнения возложенных на Предприятие требований оно вправе обратиться в Управление с заявлением о продлении установленного предписанием срока.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды двух инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу N А56-69985/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Исходя из указанной нормы, обязанность по соблюдению конкретных требований санитарного законодательства обусловлена теми видами деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
Так, обязанность обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям в силу положений пункта 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ возложена на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
...
В силу пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Соответствующие гигиенические нормативы определены СанПиН 1.2.3685-21."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2022 г. N Ф07-9542/22 по делу N А56-69985/2021