25 июля 2022 г. |
Дело N А56-88952/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Чуватиной Е.В. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" Ильиной И.В. (доверенность от 01.12.2021 N ЮС/112), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Блохиной Т.А. (доверенность от 15.07.2022 N 05-22-25257/22-0-0),
рассмотрев 21.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А56-88952/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Финансово-Промышленная группа "РОССТРО", адрес: 197046, Санкт-Петербург, Троицкая пл. П.С., д. 3, лит. "А", пом. 2-Н, оф. 206, ОГРН 1107847110161, ИНН 7811461140 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. "А", пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель с кадастровым номером 78:15:0008231:1100, находящихся в государственной собственности, и принадлежащего на праве собственности Обществу земельного участка с кадастровым номером 78:15:0008231:4, выраженном в письме от 05.07.2021 N 05-15-26300/21-0-0, и обязании Комитета заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, с кадастровым номером 78:15:0008231:1100, и принадлежащего на праве собственности Обществу земельного участка с кадастровым номером 78:15:0008231:4.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 решение от 10.01.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить решение от 10.01.2022 и постановление от 04.05.2022 и удовлетворить требования в полном объеме. Податель жалобы выражает несогласие с выводами судов о соответствии оспариваемого отказа положениям пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и указывает, что в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008231:1100, находящийся в государственной собственности, окружен со всех четырех сторон принадлежащими Обществу земельными участками, то есть обладает недостатками землепользования, такими как вклинивание, вкрапливание.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 771 кв.м с кадастровым номером 78:15:0008231:4, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Возрождения, д. 42, лит. "О", принадлежит на праве собственности Обществу.
Общество 19.05.2021 обратилось в Комитет с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 78:15:0008231:1100, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Возрождения, уч. 1 (северо-восточнее д. 42, лит. "Г", по ул. Возрождения), и принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 78:15:0008231:4 в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 983, и схемой расположения земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитет принял решение, оформленное письмом от 05.07.2021 N 05-15-26300/21-0-0, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка Общества с землями, государственная собственность на которые не разграничена. В обоснование принятого решения Комитет указал, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:15:0008231:4 не разработан проект межевания, а испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008231:1100 прошел государственный кадастровый учет 26.02.2013 с присвоением статуса "временный". Комитет также сослался на то, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Общество, полагая, что отказ Комитета в заключении соглашения о перераспределении земель является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии совокупности установленных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ условий для перераспределения земельных участков, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
Случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ к таким случаям относится перераспределение названных земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Как разъяснено в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Таким образом, для принятия решения о перераспределении земель и (или) земельных участков уполномоченным органом должны быть установлены основания для перераспределения, предусмотренные статьей 39.28 ЗК РФ, и отсутствие оснований для отказа в перераспределении, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ. Само по себе наличие обстоятельств, которые могут быть квалифицированы в качестве оснований для перераспределения, подпадающих под действие статьи 39.28 ЗК РФ, не является достаточным для принятия соответствующего решения о перераспределении земель.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О изложена правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, в качестве оснований для перераспределения земельных участков Общество сослалось на то, что земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008231:1100, находящийся в государственной собственности, окружен со всех четырех сторон принадлежащими Обществу земельными участками (кадастровые номера 78:15:0008231:3, 78:15:0008231:4, 78:15:0008231:5, 78:15:0008231:10), то есть обладает недостатками землепользования, такими как вклинивание, вкрапливание.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что Общество не представило доказательств, подтверждающих существование вклинивания, вкрапливания у принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 78:15:0008231:4, с целью исключения которых необходимо перераспределение за счет публичных земель.
Суд апелляционной инстанции отметил, что испрашиваемые к перераспределению земельные участки с кадастровыми номерами 78:15:0008231:4 и 78:15:0008231:1100 являются самостоятельными объектами недвижимости, имеют виды разрешенного использования - "для размещения объектов транспорта (под гаражи и австоянки)" и "улично-дорожная сеть" соответственно.
Суды также приняли во внимание, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008231:1100 прошел государственный кадастровый учет 26.02.2013 с присвоением статуса "временный".
В свою очередь, в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается.
При таких обстоятельствах суды в соответствии с приведенными выше нормами земельного законодательства пришли правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Комитета незаконным и отказали в удовлетворении требований Общества.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а также не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов либо опровергнуть выводы судов.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А56-88952/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О изложена правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
...
Суды также приняли во внимание, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008231:1100 прошел государственный кадастровый учет 26.02.2013 с присвоением статуса "временный".
В свою очередь, в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А56-88952/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-промышленная группа "РОССТРО" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2022 г. N Ф07-10859/22 по делу N А56-88952/2021