29 июля 2022 г. |
Дело N А05-11749/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "ГТ Энерго" Кузнецовой Т.Н. (доверенность от 10.01.2022 N 12), Березина О.В. (доверенность от 25.12.2021 N ГТЭ-135/21),
рассмотрев 25.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А05-11749/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго", адрес: 117292, Москва, Нахимовский пр., д. 52/27, эт. 1, ком. Б, оф. 27, ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647 (далее - АО "ГТ Энерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 27.08.2021 N 09-09/367 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2022, в удовлетворении заявления отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), полагает, что размер платы за отопление в каждом месяце отопительного периода (в том числе неполных) должен определяться исходя из утвержденного норматива потребления и с учетом фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ГТ Энерго" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей, проживающих по адресу: Архангельская обл., Вельский р-н, дер. Горка Муравьевская, Школьная ул., д. 15 (далее - МКД).
В период с 25 по 27 августа 2021 года на основании распоряжения от 25.08.2021 N 09-01/1078 Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества по вопросу соблюдения им порядка определения платы за отопление за май 2021 года.
В ходе проверки Инспекцией установлено и в акте от 27.08.2021 N 09-08/997 отражено, что в нарушение порядка определения размера платы за отопление, предусмотренного Правилами N 354, в отопительном периоде 2020-2021 годов АО "ГТ Энерго" произвело начисление и выставило в платежных квитанциях плату за отопление потребителям, проживающих в указанном доме за период с сентября 2020 по май 2021 года включительно (9 месяцев). Поскольку МКД не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, расчет платы за отопление Общество производило исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги.
По результатам проверки с учетом выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 27.08.2021 N 09-09/367 об устранении нарушений требований жилищного законодательства путем осуществления в срок до 01.02.2022 перерасчета платы за отопление по квартире N 1 МКД за май 2021 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу об отсутствии необоснованных требований, возложенных на заявителя оспоренным предписанием.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Определение норматива потребления коммунальной услуги установлено в пункте 2 Правил N 354 и является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии прибора учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. В приложении N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 18 приложения 1 к Правилам N 306 определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии), к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
В рассматриваемом случае постановлениями администрации Вельского муниципального района Архангельской области от 10.09.2020 N 819 и от 11.05.2021 N 456 определены даты начала и окончания отопительного сезона в жилищном фонде - 15.09.2020 и 15.05.2021 соответственно
Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район" установлен постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 24.06.2013 N 76-пн (с учетом внесенных изменений постановлением от 27.07.2020 N 49-пн; далее - постановление N 76-пн).
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для Вельского района согласно постановлению N 76-пн составляет 8 месяцев.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в силу приведенных выше нормативных положений граждане должны вносить плату за количество тепловой энергии, потребленной на отопление во время отопительного периода, восьмью равными платежами в течение восьми месяцев.
Предложенный Обществом порядок расчета размера платы за отопление с применением норматива исходя из фактических дней поставки противоречит императивно установленному порядку расчета размера платы.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А05-11749/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ГТ Энерго" в лице Вельского филиала (ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.06.2022 N 77613.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.