04 августа 2022 г. |
Дело N А21-9087/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 03.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А21-9087/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - УФАС, Управление), от 02.08.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-717/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.04.2022, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно положения пункта 8 (5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), поскольку действовавшими в рассматриваемый период названными Правилами (в редакции постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N1622) такой порядок подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом товарищества собственников недвижимости (далее - ТСН) не был предусмотрен и такую заявку надлежало подавать только Товариществу. Изложенные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, свидетельствуют об отсутствии в действиях сетевой организации инкриминируемого ему деяния.
Представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 13.05.2021 в УФАС поступило обращение гр. Смирновой И.В. в связи с отказом Общества от рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, поданной в ее интересах ТСН "Прибрежное" (далее - Товарищество).
В ходе проверки обращения Управлением установлено, что Смирнова И.В. обратилась в Товарищество с целью подачи Обществу заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на ее земельном участке с кадастровым номером 39:03:080814:317 в границах ТСН (ранее аналогичная заявка, поданная Смирновой И.В. напрямую в сетевую организацию была аннулирована, о чем ее проинформировали письмом от 26.05.2021, с разъяснением о необходимости подачи такой заявки только Товариществом).
Товарищество, действуя в интересах Смирновой И.В., через личный кабинет на портале электросетевых услуг (Портал-ТП.РФ) направило в сетевую организацию заявку (зарегистрирована под N ЯЭ/ООД/4052 от 03.06.2021) на технологическое присоединение с правоустанавливающими документами на земельный участок. Вместе с заявкой направлено сопроводительное письмо в подтверждение того, что заявитель является членом ТСН.
Сетевая организация письмом от 07.06.2021 N ЯЭ/5/407 информировала об аннулировании заявки, указав на несоблюдение пункта 8(5) Правил N 861 и необходимости подать заявку самим СНТ.
По факту нарушения законодательства об электроэнергетике Управление составило в отношении Общества протокол от 19.07.2021 N 039/04/9.21-717/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 02.08.2021 N039/04/9.21-717/2021 признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным, освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, административная ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861. В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
Как указано в пункте 15 Правил N 861, сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622 (действовавшей на момент подачи спорной заявки на технологическое присоединение), в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Из материалов дела видно, что заявка на технологическое присоединение заполнена от имени физического лица (Смирновой И.В.) и направлена с сопроводительным письмом председателя ТСН "Прибрежное" от 07.06.2021.
Управление и суды двух инстанций сочли соблюденным в рассматриваемой ситуации предусмотренный пунктом 8(5) Правил N 861 способ подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке в границах ТСН и констатировали нарушение Обществом пункта 15 Правил N 861, выразившееся в нерассмотрении заявки, поданной Товариществом от имени Смирновой И.В.
Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил N 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
С учетом изложенных норм, поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).
Ссылка судов на то, что заявка Смирновой И.В. от 03.06.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя ТСН "Прибрежное" в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил N 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только Товарищество, и не предусматривала такого порядка обращения, как сопроводительное письмо Товарищества к заявке физического лица.
В рассматриваемом деле имеет место ошибочное восприятие УФАС и судами такого оформления и сопровождения заявки (со ссылкой на письмо ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20) как поданной именно от имени Товарищества, что прямо противоречит правовой позиция, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 305-ЭС21-26462.
Кроме того, из оспариваемого постановления и ответа Общества от 07.06.2021 N ЯЭ/5/407 следует, что результатом рассмотрения заявки явилась ее аннулирование, а не как указали суды - оставление заявки без рассмотрения. Такое вменение не соответствует действительности.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права и неполном установлении фактических обстоятельств дела.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А21-9087/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 02.08.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-717/2021 о привлечении акционерного общества "Янтарьэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом деле имеет место ошибочное восприятие УФАС и судами такого оформления и сопровождения заявки (со ссылкой на письмо ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20) как поданной именно от имени Товарищества, что прямо противоречит правовой позиция, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2022 N 305-ЭС21-26462.
Кроме того, из оспариваемого постановления и ответа Общества от 07.06.2021 N ЯЭ/5/407 следует, что результатом рассмотрения заявки явилась ее аннулирование, а не как указали суды - оставление заявки без рассмотрения. Такое вменение не соответствует действительности.
При изложенных обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права и неполном установлении фактических обстоятельств дела.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
...
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 02.08.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-717/2021 о привлечении акционерного общества "Янтарьэнерго" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2022 г. N Ф07-9642/22 по делу N А21-9087/2021