04 августа 2022 г. |
Дело N А56-101905/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Толкунова В.М., рассмотрев 04.08.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества "Группа Компаний "Омега" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-101905/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Группа Компаний "Омега", адрес: 195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр-т, д. 21, лит. А, пом. 1, ОГРН 1207800014872, ИНН 7811744243 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-т, д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция), от 01.10.2021 N 4940 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 72155 от 17.09.2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) в виде штрафа в размере 90 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2022, оспариваемое постановление изменено в части размера наказания, штраф снижен до 55 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая, что деятельность по устройству остановочных пунктов на основании государственного контракта является дорожной деятельностью, на нее не распространяются нормы законодательства о благоустройстве, поскольку улично-дорожная сеть (автомобильные дороги) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" и Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961). Протокол осмотра территории от 10.09.2021 должен быть исключен из доказательств, поскольку в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) осмотр проводился без вызова проверяемого лица. В протоколе осмотра от 17.09.2021 отсутствует фиксация правонарушения, поскольку обмер объекта не был осуществлен, акт контрольного обмера площади не составлен, следовательно, отсутствуют доказательства административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем таких оснований в настоящем случае не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.09.2021 специалистами Инспекции выявлено, что Обществом по адресу: Санкт-Петербург, Малая Бухарестская ул., юго-восточнее д. 15, лит. А совершены административные правонарушения, выразившиеся: в отсутствии временного ограждения при производстве самовольных работ (по устройству остановочного пункта городского пассажирского транспорта), соответствующего требованиям, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875), а именно: ведутся работы по снятию части газона; зона ограждения ограждена; осуществляется складирование строительных материалов (песочно-гравийная смесь); зона складирования не ограждена; на проезжей части установлены водоналивные ограждения, установлены временные дорожные знаки; а также в неисполнении обязанности по обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве самовольных работ.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколах осмотра от 10.09.2021, 17.09.2021 (повторно, при участии представителя Общества) с приложением схемы осмотра и фототаблицы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях N 72155 и N 72156 от 17.09.2021, в соответствии с которыми действия Общества квалифицированы по пунктам 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70. Определением Инспекции от 01.10.2021 дела N 72155 и N 72156 объединены в одно производство. Постановлением Инспекции от 01.10.2021 N 4940 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 72155 от 17.09.2021 Общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 90 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь диспозицией пунктов 3 и 4 статьи 14 Закона N 273-70, положениями Правил N 875, Приложения N 5 к Правилам N 961, посчитав вину Общества доказанной, пришли к выводу о законности оспоренного постановления Инспекции. Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено, однако суды сочли возможным снизить размер назначенного штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) до 55 000 руб.
Оценка доказательств произведена судами согласно требованиям статей 65-71 АПК РФ, статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что протоколы осмотра от 10.09.2021 и 17.09.2021 не являются доказательствами, так как получены с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, отклонены судами, поскольку вмененное нарушение выявлено Инспекцией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственно при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом, как установлено судами, все процессуальные действия велись с применением средств видео- и фотофиксации, которые в дальнейшем были получены Обществом.
Довод Общества относительно обмеров и площади производства работ в рассматриваемом случае также подлежит отклонению, поскольку площадь указанных зон не влияет на квалификацию вмененного правонарушения.
Правила N 875 касаются правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (пункт 1.1 названных Правил). В пункте 1.2 Правил N 875 указаны случаи, на которые действие названных Правил не распространяется (при производстве земляных работ на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства). Иных оснований для неприменения к возникшим правоотношениям Правил N 875 (кроме как предусмотренных в пункте 1.2), законодательство Санкт-Петербурга не предусматривает.
Названные Правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга в его административных границах (пункт 1.3 Правил N 875).
Таким образом, Общество при производстве работ по устройству остановочного пункта городского пассажирского транспорта обязано было соблюдать требования Правил N 875.
В силу указанного обжалуемые судебные акты являются правильными. Оснований для их пересмотра, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2022 по делу N А56-101905/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Группа Компаний "Омега" - без удовлетворения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь диспозицией пунктов 3 и 4 статьи 14 Закона N 273-70, положениями Правил N 875, Приложения N 5 к Правилам N 961, посчитав вину Общества доказанной, пришли к выводу о законности оспоренного постановления Инспекции. Исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не установлено, однако суды сочли возможным снизить размер назначенного штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) до 55 000 руб.
...
Доводы Общества о том, что протоколы осмотра от 10.09.2021 и 17.09.2021 не являются доказательствами, так как получены с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, отклонены судами, поскольку вмененное нарушение выявлено Инспекцией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственно при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом, как установлено судами, все процессуальные действия велись с применением средств видео- и фотофиксации, которые в дальнейшем были получены Обществом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2022 г. N Ф07-8150/22 по делу N А56-101905/2021