04 августа 2022 г. |
Дело N А21-8449/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 02.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу N А21-8449/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236005, г. Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, г. Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 23.07.2021 N 039/04/9.21-562/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в Управление поступило обращение Никитеевой Л.В. о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)., выразившемся в не рассмотрении заявки на технологическое присоединение, поданной ТСН "Прибрежное" в интересах заявителя в порядке, установленном пунктом 8 (5) Правил N 861.
На основании поступившей жалобы, должностным лицом Управления возбуждено дело по признакам нарушения Правил N 861.
В ходе проверки обращения Управлением установлено, что Никитеева Л.В. обратилась в ТСН "Прибрежное" (далее - Товарищество) для подачи заявки Обществу на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на его земельном участке, поскольку земельный участок расположен в границах Товарищества.
Товарищество направило Обществу сопроводительное письмо от 12.04.2021 исх. N 04_21 с приложенной заявкой на технологическое присоединение, а также правоустанавливающими документами на земельный участок в интересах заявителя, а также указало на то, что земельный участок заявителя расположен в границах Товарищества. Заявка зарегистрирована Обществом от 15.04.2021 N ЯЭ/ООД/2574.
Общество уведомило заявителя письмом от 17.05.2021 N ЯЭ/5/1938 о необходимости подачи заявки Товариществом, при этом Общество не сообщило решение о принятии или аннулировании заявки.
На момент составления административного протокола Управлением было установлено, что Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил N 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившими в законную силу и исполненными Обществом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола от 23.06.2021 N 039/04/9.21-562/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 23.07.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-562/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Общество не согласилось с указанным постановлением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности вынесенного Управлением постановления, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд поддержал решения суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861. В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
В пункте 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, действовавшей на момент подачи спорной заявки на технологическое присоединение) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Из материалов дела видно, что заявка на технологическое присоединение от 12.04.2021 была оформлена от имени Никитеевой Л.В. и направлена с сопроводительным письмом Товарищества от 12.04.2021.
Управление и суды посчитали такой способ подачи заявки соответствующим пункту 8(5) Правил N 861. С учетом данного вывода Управление и суды констатировали нарушение Обществом пункта 15 Правил N 861, выразившееся в нерассмотрении указанной заявки Никитеевой Л.В.
Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.
Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622), обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2022 по делу N А21-8449/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23.07.2021 по делу N 039/04/9.21-562/2021.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил N 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.
Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2022 г. N Ф07-8797/22 по делу N А21-8449/2021